Дамир Муратов, «Гдетто»

Когда: до 13 апреля 

Где: галерея «11.12»    

Фото: пресс-служба Винзавода

Зайдя в галерею, вы ее узнаете не сразу: она теперь похожа на среднестатистический российский подъезд. Белые стены с голубыми «бордюрами», смешные маленькие коврики и двери в квартиры — их всего шесть и, конечно, они не настоящие, но в это верится не сразу.  

Продумано даже освещение: тусклые, мигающие лампочки обеспечивают полное погружение в подъездную среду дома, который много лет не видел капитального ремонта. А между дверьми-порталами — произведения Дамира Муратова, в которых главными героями выступают вовсе не люди, а убранство дворов, подъездов и гаражей. 

В проекте «Гдетто», название которого играет и с понятием «гетто», для которого характерны плохие жилищные условия, и риторическим «где же оно находится?», Муратов размышляет о жизнеспособности провинции. Как и античные руины, оставшиеся после падения величия римлян, отголоски некогда существовавшей советской империи представляют собой симбиоз прошлого и настоящего: отдаленные уголки страны пытаются походить на те, что ближе к столице, но спотыкаются о ностальгию и призраки прошлого.

Групповая выставка «Телега полная цветов»

Когда: до 19 марта

Где: галерея BIS ART 

Фото: пресс-служба Винзавода

Казалось бы, открытие выставки, посвященной цветам, аккурат к 8 Марта — решение очевидное и в чем-то заезженное, где-то мы уже это видели. Но проект «Телега полная цветов» совсем не про подарки для «украшений офиса». Куратор Виктория Шишкина исследует, как традиция дарения менялась из поколения в поколение — что язык цветов означал век назад, а что он означает сегодня. 

Если для наших предков палитра значений такого подарка ограничивалась проявлением чувств (уважение, симпатия, страсть, неприязнь) и его по-своему ждали, то сегодня преподношение цветов может быть расценено по-разному. Примерно как привычка открывать женщине дверь, которую сегодня могут счесть неуместной или даже оскорбительной. Да и цветы сегодня — не всегда цветы, а лишь код, который скорее раздражает, нежели воспринимается как жест внимания.

Групповая выставка «Chronopolis. Phygital-гостиная» 

Когда: до 26 мая

Где: Generative Gallery

Фото: Generative Gallery

На контрасте с подъездами Дамира Муратова выступает гостиная вымышленного космического ЖК — люди будущего, считают в Generative Gallery, вполне могут жить именно в таких условиях. Здесь элементы жилого пространства — диван, кресло, журнальный столик — трансформировались под воздействием уже существующих сегодня технологий. Тонкий лесной аромат окутывает пространство, а непрерывно «говорящий телек», который на самом деле — проектор, издает не такие уж инопланетные звуки. В них слышится то ли журчание ручья, то ли пение птиц, а электроники совсем мало. 

И вот, ощущение недосягаемого космоса смазывается, становясь вдруг привычным глазу и не таким уже чужеродным — не страшно упасть в это кресло и попробовать переключить канал. Картины на стенах, модные настольные лампы, безделушки на полках, ковер, интерьерная композиция из сухоцветов… Все маленькие детали уюта, к которым сегодня тяготеет человек, даже с течением технологического прогресса остаются с ним.

Виталий Пушницкий, «Остров» 

Когда: до 10 апреля 

Где: галерея pop/off/art

Фото: пресс-служба Винзавода

Персональная выставка одного из ключевых современных художников Виталия Пушницкого — об одиночестве. Все гениальное просто, потому главным героем экспозиции стали вариации на тему острова как пространства изоляции, в котором человек остается наедине с самим собой. Поиски себя, долгие самоанализ и самокопания — этот сюжет не теряет своей актуальности ни в мировом искусстве, ни в мировой литературе.

Но автор говорит не только с самим собой. Окружающие его предметы тоже готовы общаться, в том числе произведения, которые создал Пушницкий. А это около 20 работ, включая живопись, графику и гравюру. Зрителю предлагается поразмыслить о том, всегда ли изоляция — это про закрытость? Может быть, в одиночестве нет ничего вредного или плохого, может, это даже полезно для того, чтобы научиться общаться со своим внутренним «я»?

Илья Кутобой, «Два оборота вокруг радуги»

Когда: до 13 апреля

Где: галерея a–s–t–r–a

Фото: пресс-служба Винзавода

Если вы никогда не бывали в тропиках, можете предположить, каково это, когда посмотрите выставку Ильи Кутобоя. Сам художник в шутку называет свой стиль «тропическим примитивизмом» — здесь русалки соседствуют с бегемотами в обрамлении радуг и растений самых разных форм и оттенков. Полусказочный мир, вдохновленный путешествием автора в Индию, приглашает зрителя на прогулку прямо с порога — на время выставки стеклянные двери галереи расписаны радугой, и мы буквально проходим под ней как под аркой.

Пожалуй, в мартовском сезоне это одна из самых позитивных выставок на Винзаводе. Наивные произведения, наполненные яркими красками и шутливыми сюжетами, превращают выдуманный мир китобоя в оазис спокойствия и одновременно веселья, где нет места тревогам, злости и ненависти. Зато всегда есть пространство для воображения, в котором гепарды со звездами вместо пятен летают над пальмами в поисках приключений.

Юлия Павлова, «Умри, замри, воскресни»

Когда: до 11 апреля

Где: галерея PENNLAB 

Фото: пресс-служба Винзавода

Хотя галерея PENNLAB в первую очередь работает с фотографией (и это очень важно для развития направления, ведь кроме них, пожалуй, остался только Lumiere Gallery, пока музей МАММ закрыт на ремонт), на выставке «Умри, замри, воскресни» затесались видео-арт и коллаж. Проект приурочен к выходу одноименной книги Юлии Павловой, поэтому и экспозиция чем-то напоминает путешествие по страницам и переживаниям автора, который ищет пути спасения. 

Может показаться, что мы оказываемся в театрализованном шоу для всей семьи, поскольку ключевыми героями представлены дети художницы. На самом же деле это глубокий проект о переживании турбулентного периода и заботе о ментальном здоровье — не только своем, но и о состоянии тех, за кого ты в ответе. Именно поэтому в проекте так много игровых элементов и театральности, а свет поставлен так, будто бы мы и правда окунаемся в мир теней и марионеток.

Сергей Зарва, «Огонёк»

Когда: до 14 апреля

Где: галерея VLADEY Space

Фото: пресс-служба Винзавода

Проект VLADEY Space — буквальный поклон периодике и журналу «Огонёк». Художник Сергей Зарва пишет поверх реальных советских обложек 1950–1960-х годов, деформируя фотографии в гримасы, наполненные совершенно новыми чертами и эмоциями. Иронично, что и сейчас можно купить такую картину и повесить на стену, и советские читатели журнала украшали стены своих квартир обложками «Огонька».

Но ироничная составляющая и многословность работ — не единственный повод заглянуть на выставку. Серия «Огонёк» была представлена в основном кураторском проекте 55-й Венецианской биеннале в 2013 году. Сегодня на выставке во VLADEY Space можно увидеть как ранние работы цикла (он тянется еще с нулевых), так и совсем новые.

Магомед Кажлаев, «Монохром»

Когда: до 14 апреля

Где: Totibadze Gallery

Фото: пресс-служба Винзавода

Еще в 1970-х Кажлаев участвовал в выставках неофициального искусства, а сейчас его произведения хранятся в Третьяковской галерее. На выставке «Монохром» представлены абстрактные работы дагестанского автора. Спокойные и «землистые», они деликатны, но невооруженным глазом в полотнах угадываются виноградные гроздья и традиционные орнаменты, характерные для восточных народов.  

По сути своей, «Монохром» — выставка умиротворяющая. После яркой палитры других резидентов Винзавода, в Totibadze Gallery можно найти место для уединения и использовать проект для самокопания и медитативного размышления о себе и о своей принадлежности к миру. Тем более по соседству с «Монохромом» находится «Остров» Пушницкого — удобный переход от одного размышления об одиночестве к другому.

Анастасия Добровольская «Назад в будущее» 

Когда: до 7 апреля

Где: галерея FINEART 

Фото: пресс-служба Винзавода

Арт-путешествие в прошлое — экскурс в историю и традиции СССР, которые в чем-то схожи с текущим положением дел. Основной идеей Анастасии Добровольской оказалось обесценивание: так, в 1990-х обесценились деньги, а в 2020-х обесценилось то, что было важно треть века назад. Но есть и другая схожесть: как и тогда, мы продолжаем жить в мечтах о том, что однажды все точно будет хорошо, когда-нибудь в будущем. 

Художница приглашает зрителя оглянуться и оценить идеологические руины — будущее уже наступило, но, если посмотреть внимательно, мы не так далеки от наших родителей и бабушек с дедушками. Может быть, куклу-неваляшку и сменил пугающий родителей синий «хаги-ваги», но суть остается одна. Мы идем по кругу событий, который разве что немного отличается визуально — культурным кодом и веяниями моды. А меланхоличная безысходность продолжает жить в нашем геноме.

Групповой проект «Содержимое не вскрывать» 

Когда: до 31 марта

Где: галерея U Contemporary

Фото: пресс-служба Винзавода

Выпускников Московской школы современного искусства (MSCA) и тут, и там показывают: не так давно проект «Корпус 2» открылся в Cube.Moscow, а теперь вчерашние студенты представляют свое искусство еще и на Винзаводе. Симбиоз авторов из MSCA объединяется с «однокашниками» из МГАХИ им. Сурикова, чтобы поразмышлять о том, что будет, если снять с явлений и людей ярлыки и освободить пространство для объединения противоположных точек зрения.

Действительно, сами учебные заведения разные, а вот проекты на выставке «Содержимое не вскрывать» удивительно гармонируют друг с другом, будто и правда нашли общую точку соприкосновения и язык. Примечательно, что авторство объектов зритель на этикетках не найдет — это еще один способ «оторвать» восприятие от предвзятой оценки. Зритель сам должен догадаться, насколько принадлежность автора к тому или иному учреждению вообще имеет значение и почему многообразие и непохожесть — один из ключей к пониманию мира.

Ева Аракчеева, «Happy End Trailer»

Когда: до 12 апреля

Где: галерея «Треугольник»

Фото: пресс-служба Винзавода

С произведениями Евы Аракчеевой наверняка уже знакомы те, кто посещал Винзавод после 23 января 2024 года — проект масштабный, поэтому весеннее открытие представляет собой не совсем новую выставку, а сиквел-переэкспозицию. Свое вдохновение художница черпает из кинематографа двух Дэвидов: Линча и Кроненберга, и это заметно по мрачным, но притягательным по палитре и сюжету полотнам. 

Есть ощущение, что через картины-порталы художницы мы попадаем прямиком в объятия кролика-галлюцинации из «Донни Дарко» — чужеродного, но привлекательного и манящего своей тьмой мира. Ужас перед лицом стихии сменяется восторгом и трепетом, восхищением той силой, что человеку неподвластна. И вот мы уже на грани реальности и вымысла, потому что иногда в такие фокусы природы просто не верится. Так и хочется подойти поближе и проверить, вдруг эта красота не так пугающа, как кажется издалека.

Сергей Сапожников,  «12-24»

Когда: до 6 апреля

Где: галерея XL 

Фото: пресс-служба Винзавода

Название фотовыставки в XL говорящее — проект Сергея Сапожникова начал свое существование в 2012 году, а в 2024-м его впервые показывают широкой публике. Сама по себе экспозиция выстроена необычно: это не снимки в красивых рамках или оцинкованные фотографии на холстах. Нет, они занимают стены пространства с высокими потолками, превращаясь в окна-порталы для глухих стен.

Художник играет как с собственным творчеством, так и с пространством. Фотографии сменяются баннерами в обрамлении душевых занавесок — издалека это и правда выглядит как тюль, прячущий окно дома от любопытных глаз.

Автор: Тамара Лорка