
Человек, который придумал раф. Глеб Невейкин о том, как создавалась «Кофемания» и кофейная культура Москвы
Нулевые, Россия переживает период экономического роста после сложных 90-х. Как это влияет на гастрономию вообще и на кофе — в частности?
Никто ничего не понимает, никто ничего не знает, ничего толком нет. Точечно в 90-е появлялись какие-то рестораны и продолжали работу советские, но, если честно, это было несерьёзно. У нас, к сожалению, существует огромная гастрономическая пропасть. После Революции 1917 года мы очень много потеряли. Сейчас восстанавливаемся, причём быстро, хорошо, если говорить про сегодняшний день. А в начале нулевых — ещё нет.
Так. И в какой момент вы начинаете понимать, что люди в России готовы пить кофе вне дома?
Любовь к кофе была в России всегда, это прямо чётко. У нас ведь был известный магазин «Чай–кофе» (Чайный магазин Перлова) на Мясницкой. Куда ты заходишь, и тебя валит с ног запах кофе. В советское время люди покупали кофе домой, так как культура была кухонная. В СССР — пойти в ресторан? Если ты просто интеллигентный парень, какой ресторан? Хотя были знаковые кофейные места в Москве, и мне повезло, я там бывал. Там собирались «системщики»: хиппи, панки и так далее.
Кстати, первые эспрессо-машины завезли к Олимпиаде 1980 года — La Cimbali. Их поставили в нескольких местах. Тогда же не было ночных заведений. Были только пельменные для таксистов «Зелёный огонёк». А в аэропорту «Шереметьево» кафе работало круглосуточно, и особым шиком было поехать туда ночью, чтобы попить кофе — это был прямо верх. Ещё La Cimbali стояла на Крымском Валу, в ЦДХ. Там заряжали, как тогда говорили, рожок. Нажимали кнопку — и вытекало. Потом ещё раз нажимали. Смотрят — бледненькое, значит, кофе нужно было поменять. Назвать это кофейной культурой, конечно, невозможно.
Позже, уже в 90-е, рядом с рынком на Тишинке был подвал, и там в турке варили кофе. Все ходили туда покупать себе старинные пальто за три рубля, а потом собирались на кофе. Чаёк — это что-то родное (хотя у нас ни кофе, ни чай в России не растут). А кофе всегда имел у нас, в России, флер чего-то заграничного. То есть «заходи, попьём чайку» — эта фраза может закончиться неизвестно чем. А «пойдём, кофе попьём» — это уже что-то официальное, интересное, с претензией на интеллектуальность.
Когда вы научились готовить капучино? И кто был учителем?
Меня научили варить капучино две американки. В 90-х я работал в заведении, где было написано «капучино», но мы сами ни фига в этом не понимали. Ну, что-то шипит, какое-то молоко выкладываешь… Американки пришли и сказали: «Сделай вот так и вот так ложкой выложи, и чем больше у тебя получится такой шапки на чашке, тем круче». Я так и делал — я же не знал. А когда в 2000-м поехал в Монте-Карло, на мировой кофейный чемпионат, и увидел настоящий капучино, оказалось, что никакой шапки нет. Финалиста чемпионата мы позвали, чтобы он нас учил, и мы стараемся держать такую планку до сих пор. Мы первые привезли настоящий капучино в Москву.
Я читала, что вы ориентировались на Starbucks. На Западе был тогда культ этой кофейни. Вы чувствовали, что наши люди, съездив за границу, ищут что-то похожее здесь?
Люди только начинали ездить и входить во вкус, скажем так. Кстати, я побывал в Starbucks уже позже. А тогда многие бизнесмены знали Starbucks как бизнес-модель. И надо отдать должное — Starbucks тогда популяризировал кофе и такие слова, как «латте», «капучино» и так далее. Но был ли для нас Starbucks суперориентиром? Нет, для нас ориентиром скорее была итальянская классика. Starbucks кардинально отличается от того, чем мы занимаемся. Здоровые стаканы со льдом и так далее.
Первая «Кофемания» на Рождественке открылась в 2001-м. Какой она была?
Одно время было такое понятие — Seattle Style Coffee Shop — считается, что первый кофешоп открылся в Сиэтле, и мы решили, что у нас тоже будет так же. У нас появился бариста, кондитерская витрина и столики. А гости говорили: «Пойду сяду, а вы мне принесите» или: «У вас есть что-нибудь поесть?» Мы поняли, что нужно выходить за рамки кофе и десертов. Так появились официанты, кухня… Меня часто спрашивают: «“Кофемания” — это настоящая кофейня или не настоящая кофейня?» Я не знаю, что такое настоящая кофейня. Если посмотреть на «Кофеманию», то выглядит она как ресторан. Но фокус у нас так и остался — на напитках. У нас такая структура продаж: мы много продаём напитков, в отличие от других наших коллег на рынке.