Как снизить нервозность у ребенка
Что делать, если вашему ребенку от двух до пяти и он грызет ногти, немного заикается, расковыривает ранки, ломает вещи, у него проявляются другие симптомы невротических расстройств, — разбирается психолог Катерина Мурашова
Общая невротичность нашего общества за последнее время по понятным причинам весьма существенно повысилась. Неопределенность ближайшего будущего — собственного, своего окружения, своей страны, всего мира — всегда ее повышает. Особенно это касается не одиноких людей, а семей, где взрослые люди чувствуют ответственность за выживание и благополучие не только себя, но и кого-то другого.
О причинах и следствиях происходящего многие родители считают необходимым говорить с подростками. Кроме того, подростки сами активно ищут в интернете интересующую их информацию о происходящих событиях и пытаются ее осмыслить и даже обсудить со своей референтной группой — в последние два десятилетия жизни нашей страны, в отличие от предыдущих периодов, в нее довольно часто входят один или даже оба родителя подростков.
С детьми поменьше чаще всего ничего не обсуждают, но они очень любопытны и наблюдательны, интересуются окружающим их миром, внимательно слушают и отчасти понимают разговоры взрослых в семье и вне ее, и на основе услышанного делают какие-то свои выводы, из которых и складывается их личная картина происходящего в городе, стране и мире.
Совсем маленьким детям (2–5 лет) никто ничего о текущей мировой нестабильности не объясняет и ничего внятного о происходящих в мире событиях не говорит. В общем-то это, наверное, и правильно: как и в каких словах объяснить четырехлетнему ребенку то, что сам-то, как ни стараешься, понять не можешь?
Но маленькие дети и вообще все детеныши млекопитающих в результате эволюции и отбора очень тонко и очень сильно настроены на родителей, которые давно живут в этом мире и хорошо различают опасное и безопасное. В природе от этого умения напрямую зависит их (детенышей) выживание. Ведь животные не могут ничего своим детям рассказать, о чем-то их предупредить или что-то объяснить. Значит, детенышу нужно все время сканировать состояние взрослого зверя и соответственно регулировать свое поведение. Если мать-самка расслаблена и спокойна, детенышу тоже можно расслабиться и играть. Если взрослые члены семьи насторожились, ты должен немедленно опознать их состояние, тоже насторожиться и быть готовым в любую секунду вскочить и бежать. Если самка чего-то боится и показывает это, ты тоже должен этого испугаться и не подходить близко. Если она кому-то (чему-то — месту, еде, источнику) доверяет, ты тоже можешь довериться.
Наши маленькие дети в значительной степени — маленькие зверюшки. Процесс «очеловечивания» в них уже запущен и идет, но пока еще недалеко ушел от старта. Поэтому состояние значимых взрослых малыши считывают «на раз». Мама постоянно «психует», начитавшись новостей, встревожен отец, встревожена вся семья — ребенка, которому ничего не говорят и ничего не объясняют, эта тревога, увы, не минует.
Выше была теоретическая, «объяснятельная» часть. На практике я вижу следующее: последние полгода и особенно последний месяц ко мне очень часто приходят родители с впервые возникшими различными невротическими проявлениями у своих маленьких детей-дошкольников (от полутора до шести лет). Вот приблизительный список симптомов:
- грызет ногти или ковыряет кожу возле них,
- грызет или сосет уголок одеяла или воротник платья, рубашки,
- ковыряет пупок,
- детский онанизм,
- тики, навязчивые движения,
- впервые возникшее заикание или запинки в речи,
- крутит или выдирает волосы на голове или бровях,
- расковыривает царапины или болячки (раньше этого не делал),
- без всякой исследовательской цели ломает вещи (палочки и т. д.) на мелкие кусочки,
- бессмысленные регулярные вокализации (стоны, вздохи, повизгивания, покашливание, повторения слогов и т. д.).
Хочу сразу уточнить: со всем этим родители приходили и раньше, все 30 лет моей практики. Речь идет именно о резком росте таких случаев. Кстати, статистики у меня, конечно, не сохранилось, но, по воспоминаниям, когда я только начинала работать (это были 90-е), такого тоже было очень много — едва ли не каждое второе обращение. Потом, вместе со стабилизацией общественной жизни, такие нарушения заметно уменьшились, и причины обращений родителей с маленькими детьми стали намного более разнообразными. И вот — опять.
Что же это такое? Грубо говоря, избыточное психомоторное напряжение на коре головного мозга ребенка. А вся палитра разнообразных симптомов, которую мы можем наблюдать, — это уже сброс, разрешение напряжения. Организм ребенка справляется с тревогой как умеет.
Что делать с этим семье, родителям?
Первое и основное, разумеется, индивидуально работать со своей собственной тревогой, своим напряжением. Не хочу здесь давать никаких конкретных советов, потому что писала уже неоднократно: то, что на время существенно успокаивает и расслабляет одного человека, может взбесить и ухудшить состояние другого. Выберите (практика, практика и еще раз — практика!) свое, подходящее, вариантов в интернете приблизительно миллион.
Только один практический совет: если вас накрыло уже до уровня панической атаки, немедленно покиньте комнату, где находится маленький ребенок, и перейдите туда, где есть кошка или собака (это прекрасные стабилизаторы). Малыши слишком резонансны, их мозг может имитационно запомнить ваш способ резкого «сбрасывания» и «разрядки». А зачем вам потом, когда все снаружи наладится, ребенок или подросток с паническими атаками по поводу полученной двойки или несчастной любви?
Кстати, многие «средние» дети (7–12 лет) из-за своей психической устойчивости и возрастного оптимизма вполне могут быть, наоборот, «стабилизаторами» состояния взрослых. Их можно этому обучить, и они будут это с приятным сознанием своей полезности и полноценности делать, причем совершенно без вреда для себя.
Второе. Если вам не нравится тот способ, которым малыш «сбрасывает» полученное из среды напряжение, его можно перенаправить и (или) заменить. Есть три природных, универсальных, полученных в наследство от наших далеких предков «расслаблялки»: вода, песок и глина. Любые игры соответственно с водой, песком и глиной снимают психомоторное напряжение. Организуйте ребенку из этого списка регулярно то, что сможете, и увидите результат. Можно еще завести специальную миску для «крутилок в руках» (это если ребенок уже ничего не тянет в рот): камешки, четки, винтики, гаечки, шишки, ракушки, пружинки, каштаны, любые варианты «модных крутилок» типа спиннеров и попитов, все что угодно из разных материалов в одном месте. Скорее всего, что-то у ребенка в руках задержится, отвлекая от неприятного симптома.
Третье. Сделайте мир ребенка предельно понятным и предсказуемым для него «в моменте». Четко и понятно, в соответствии с возрастом, проговаривайте «вот что мы (наша семья) делаем сейчас и вот что мы будем делать в ближайшее время». (Пример: мы с тобой сейчас пойдем в магазин и купим там мясо, кашу и чупа-чупс. Чупа-чупс сразу тебе отдам. Машинки покупать не будем. Потом я отвезу тебя к бабушке и пойду на работу. После работы заберу тебя от бабушки и мы поедем домой. Папы там не будет, он уехал в далекую командировку. Когда он приедет, я пока не знаю. Поговорить с ним по скайпу ты сможешь сегодня перед сном, когда поужинаешь и помоешься.) Без лишних подробностей. Без лишних попыток объяснить или уж тем более «договориться». Просто информирование. Мир не благостен, но всегда понятен по действиям сейчас и на ближайший короткий промежуток времени. Как правило, маленьким детям этого хватает, чтобы чувствовать себя достаточно уверенно и не уходить в невроз.