
Повышенная тревожность. Почему она возникает и как с ней работать

По почте пришло письмо.
«Здравствуйте, Екатерина Вадимовна!
Меня зовут Нина (имя, простите, вымышленное), я учительница в Санкт-Петербурге, работаю в не очень большой, но достаточно престижной гимназии. Учителем работаю уже давно, профессию выбирала сознательно.
…
С удовольствием прочитала (и дала почитать коллегам) ваши материалы “Он у нас способный, но ленивый” и “Он у меня такой эмоциональный”. Очень точно и узнаваемо. И полезно. Отрефлексировала с немалым удивлением, сколько раз про “способный, но ленивый” говорила и говорю родителям я сама. Конечно, с нашей, учительской, стороны это чаще всего защитная реакция: говорим то, что родители готовы и даже хотят услышать в качестве объяснения плохой успеваемости их ребенка. Вы убедили меня насчет вредности этой формулировки для семьи и самого ученика, поэтому обещаю вам: впредь постараюсь пользоваться ею поменьше.
…
Но, Екатерина Вадимовна, есть еще одна формула, которая в последние годы распространилась чрезвычайно и существенно, на мой взгляд, “портит кровь” всем участникам педагогического процесса, то есть учителям, родителям и самому ребенку. Я бы сформулировала ее так: “У него, знаете ли, повышенная тревожность”. Причем здесь даже, пожалуй, и вариаций никаких нет — только так оно и употребляется.
Исходя из этой “повышенной тревожности”, родители сами как-то по-особому с ребенком обращаются и того же пытаются требовать или выпрашивать от учителей. Особенно когда речь идет о коллегах из начальной школы. Например, ребенок систематически не выполняет задания или делает их тяп-ляп. Закономерно получает этому оценку — устно и в документе.
Проявляется мама: “Ой, вы знаете, он так переживает!”
Ну, в общем-то, он и должен переживать, нет?
“Нет, — говорит мама. – Он слишком переживает. И это все потому, что у него в целом повышенная тревожность. Не могли бы вы как-нибудь к нему…?”
А подростки про эту “повышенную тревожность” уже и сами знают, и научились говорить, и не только про нее, вы, кстати, про это тоже неоднократно писали. Мне и наша школьная психолог, и медсестра рассказывали:
“У меня повышенная тревожность. И сердцебиение, и панические атаки, и вообще мне плохо. Можно мне контрольную не писать и сейчас домой пойти?”
…
Екатерина Вадимовна, не могли бы вы и про эту “повышенную тревожность” написать отдельно?»
***
Что ж, давайте сегодня попробуем поговорить про «повышенную тревожность».
Для начала определимся, что вообще вызывает ощущение тревоги у нормального, здорового человека любого возраста. Если несколько упростить, то у нас окажется всего два фактора — неопределенность и отсутствие контроля.
И сразу мы понимаем, что да — детство и подростковость по обоим этим факторам очень уязвимы. Маленький ребенок почти постоянно является объектом — с ним буквально ежедневно происходит масса вещей, которые он совершенно не может не только предсказать и контролировать, но зачастую и понять причины происходящего:
● прямо сейчас (или через пять минут) заканчивай игру;
● идем в магазин;
● пей лекарство;
● надень вот это;
● в этот садик ты больше ходить не будешь, будешь в другой и т. д. и т. п.
Подростковая неопределенность и отсутствие контроля выглядят немного по-другому, но тоже разнообразны и порождают тревогу:
● откуда взялись все эти прыщи и вообще почему я такой урод;
● как понравиться сверстникам и что они все обо мне думают;
● смогу ли я сдать экзамены, поступить в институт и точно ли моя жизнь полетит под откос, если этого не случится.
Плюс давайте добавим к этому еще и то, что дети и даже подростки (хотя это для родителей и не очевидно) автоматически считывают состояние значимых взрослых и даже своей общественной группы в целом и очень от него зависимы.
То, что с 2019 года, после почти четверти века относительной стабильности, знакомый нам мир вступил в состояние очередной турбулентности — с этим же никто не станет спорить? В связи с этим по двум нашим факторам — определенность (предсказуемость) и контроль — у населения резко упали возможности, а значит, и возросла общая тревожность «взрослого» мира, что дети и подростки, несомненно, тоже почувствовали.
Теперь давайте разберемся вот с чем: тревога — это всегда плохо?
Я, как бывший биолог, полагаю: отнюдь нет. В пределах отдельной человеческой жизни это нормальная и очень полезная адаптационная реакция. Повысилась неопределенность (или произошла утрата контроля) — следует сигнал тревоги, за ним — мобилизация ресурсов, потом — действие.
То есть прямо на примере из письма учительницы Нины:
- Ребенок долго сидел в телефоне (играл с друзьями), в результате не выучил урок (не сделал задание) и получил двойку и нагоняй от учителя.
- Контроль над успеваемостью по этому предмету временно потерян, учитель им недоволен, родители ругают за двойку, что же будет дальше? Ребенок закономерно испытывает тревогу.
- Тревога! Свистать всех наверх! Происходит мобилизация ресурсов. Ребенок составляет план: договориться с учителем об исправлении двойки, дополнительно прочесть параграф, тщательно списывать ближайшие домашние задания с ГДЗ или у прилежного друга Сережи, на уроке вести себя потише и не вызывать недовольства учителя.
- Приступает к реализации своего плана. Ощущение контроля возвращается. Определенность повышается. Тревога, соответственно, снижается, а потом и вовсе сходит на нет до следующего провала.
Из вышесказанного становится абсолютно понятен план действий родителя, которому кажется, что тревожность его собственного ребенка является «повышенной» (не знаю, по сравнению с чем, но вот кажется — и все).
- Не носимся с этой тревожностью как с писаной торбой, не пытаемся ее лечить таблетками или уговорить кого-то с ней считаться: другого мира (менее тревожного и неопределенного) для вашего ребенка все равно не предусмотрено.
- Своими (семейными) усилиями повышаем до возможного максимума значения двух вышеуказанных параметров — определенности и контроля. Всегда информируем ребенка, в соответствии с его возрастом, «как оно будет», и строго придерживаемся того, что сказали. Чем более предсказуем мир, тем менее человек тревожен, даже если по ходу жизни в нем происходят достаточно ужасные вещи. Так мы устроены, и так мы воспринимаем.
- Даже самому маленькому ребенку выделяем его зоны контроля: вот это контролируешь ты сам, учись, я тебя поддержу — и в конце концов у тебя получится. Ошибки, неудачи, потери здесь неизбежны, но когда контроль все же обретен и ребенком осознан, тревога снижается скачкообразно. Чем больше таких зон, тем меньше и базовая тревога: мир вокруг меня, конечно, отнюдь не благостен, но достаточно определен, и я много чего в нем могу контролировать уже сейчас, и тренд в принципе благоприятный — дальше я, несомненно, смогу контролировать еще больше всего (хотя, разумеется, никогда не смогу контролировать все вообще и, значит, буду тревожиться, а тревожиться — это нормально).
- Научите ребенка (на практике) составлять «планы совладания». Вот — проблема (потеря контроля или возникновение неопределенности). Вот — мобилизация (ты ощущаешь тревогу). Чтобы избавиться от тревоги, надо действовать. Составляем план. Начинаем его реализацию с первого пункта. Доводим до последнего. Проверяем, исчезла ли тревога (ситуативная, по этому поводу). Если исчезла, значит все сделано правильно.
- Никогда не стройте для ребенка «заградительных отрядов» по типу «не поступишь в институт, все пропало», «ушел из этого кружка — загубил свое будущее». Именно (и только) такие тезисы вызывают у детей запредельную тревогу («дистресс» по терминологии Ганса Селье), и вместо мобилизации и конструктивных действий мы получаем истощение, апатию или агрессию.
Бывают ли случаи, когда родителю «тревожного ребенка» все-таки надо обращаться к специалисту? Безусловно, да. Критерием здесь является вычурность симптомов тревоги, генерализация их, несвязанность с повседневной жизнью ребенка и нарушение повседневного же функционирования.
Например:
● ребенок постоянно тревожится о наличии в его комнате какой-то неопределенной сущности и пытается с ней разговаривать;
● при любом нервном напряжении у тревожного ребенка возникают тики, которые всем заметны и мешают ребенку общаться со сверстниками;
● благополучный ранее подросток от нарастания тревоги перестал выходить из дома, растерял друзей и спит в одежде.
В этих случаях семье, безусловно, необходима консультация и помощь невролога, психолога, психиатра.