Коллаж: «Сноб»

Целеполагание

Казалось бы, что тут непонятного? Спорт учит делать все, чтобы достичь цели, тренироваться до потери сознания. Но здесь речь о другом. Когда ребенок или подросток приходит к «правильному» тренеру, в хорошую спортивную группу, его учат составлять план действий, показывают, сколько и каких шагов нужно сделать, как будет варьироваться его нагрузка и какие есть промежуточные точки на пути к цели. Что это напоминает? Правильную подготовку к любому экзамену или проекту. Последовательную и с честной обратной связью: что получилось, где нужно сделать больше. Лучше всего привычка прививается через физические действия, и спорт — хороший инструмент, чтобы сформировать привычку планирования и обратной связи у ребенка, а потом перенести ее на решение интеллектуальных задач.

Социализация

У некоторых родителей есть образ «тупого спортсмена», которого понимают только такие же, как он. Но спортивная среда — не единственная в жизни ребенка. Есть семья, школа, ребята из групп по увлечениям и просто друзья (которые также могут заниматься спортом). Так что на развитие ребенка влияют разные факторы. Спорт, и не только командный, учит договариваться, поддерживать и помогать. Моя ученица, которая занимается индивидуальным видом спорта, впервые начала тренировать младших ребят в 14 лет, потому что помнит, как это делает ее папа. Для нее большим подспорьем в школьной учебе и отношениях с учителями и одноклассниками стало признание ее спортивного и педагогического таланта младшими детьми, интерес к ней как к личности. И если бы не это, результаты ОГЭ могли быть значительно хуже.

Характер

В седьмой класс, которому я преподавал русский язык и литературу, пришел подросток, знания которого по словесности можно было назвать отрывочными. То же было с английским и математикой. Парень хорошо это осознавал, плюс имел некоторые сложности с аккуратностью и письмом, и это добавило ему неуверенности. Нам повезло с его тьютором. Тот предложил прививать мальчику уверенность в себе и твердость через занятия на брусьях и турнике на свежем воздухе. Каждый день я видел, как небольшая группа из трех человек делает упражнения, а друзья мальчика вместе с тьютором подбадривают его и хвалят за прогресс. Мы с коллегами также договорились обращать внимание на его спортивные успехи — и подвижки в русском, математике и английском начались через три недели. Почему? Он поверил в себя и свою способность преодолевать себя и свою неуверенность. Спорт — хороший инструмент показать ребенку: «Смотри, ты не умел — и научился, ты боялся, но сделал». Так мы формируем человека, готового преодолевать трудности.

Опыт соревновательности

Правильное отношение к соревновательному опыту — очень важная вещь. Нельзя быть все время в соревновательном режиме или все время отказываться от состязания, не конкурировать. Речь ведь о жизненной позиции подрастающего человека, и ошибка может быть очень чувствительной. Расстроился из-за поражения, чрезмерно возвысил себя, потому что выиграл — и люди уже начинают воспринимать ребенка иначе. Хорошие тренеры учат: выиграл — не поднимай нос слишком высоко, подскажи другим ребятам, как этого достичь. Проиграл — такова жизнь, невозможно все время выигрывать, подумай, что сделал не так. И эта взрослая, здоровая позиция потом сохраняется у ребенка в любой деятельности: учебе, игре, работе. Особенно когда ее поддерживают внимательные родители.

Харизма 

Уверенный в себе человек привлекает. А спорт — это красиво. Дети и подростки выступают на соревнованиях перед множеством зрителей, и это учит не бояться публики. Ощущение собственной привлекательности помогает и в жизни, и в учебе, и в формировании положительной самооценки, которая у подростков бывает очень хрупкой. И результаты этого отражаются во всем: в общении с друзьями и одноклассниками, в том, как ребенок держится на устных экзаменах и как он социализируется, как проходит собеседования в вузе и на работе.

Подводные камни

Да, у спорта они есть, и у каждого вида свои, если говорить о физическом аспекте. Поэтому ребенок, который занимается спортом, должен сразу говорить тренерам и особенно родителям, если чувствует, что что-то не так. Регулярное посещение врача тоже должно стать нормой. И если врач говорит, что этот вид спорта в силу телосложения не подходит, нужно менять его. Особая вещь — спорт высоких и высших достижений. Мой коллега, в прошлом член молодежной сборной России, говорил о трех тренировках в день, начиная со среднего школьного возраста. Прежде чем отдавать ребенка в олимпийские резервы, подумайте о тех чувствах, которые он испытает, если не пройдет строгий многоступенчатый отбор.

Некоторые мои собеседники говорили, что у детей способных и во многом талантливых спорт «съел» увлеченность учебой: хотя у них было все, чтобы получить прекрасно оплачиваемые специальности, дети выбрали работу, связанную со спортом. Чтобы не происходило такого перекоса, родителям нужно внимательно наблюдать за детьми, давать им не только спортивный выбор и рассказывать истории о разном опыте успеха у разных людей.

В заключение скажу, что результаты занятий спортом зависят от того, как этот инструмент использовать. Можно нудно читать нотации о важности физической формы, а можно через спорт учить взрослой жизни и тому, как ладить с собой и окружающим миром.