8 исторических рекламных плакатов — выбор Галины Дударь, креативного директора выставки «145 лет рекламе. Культурное наследие»
С 11 по 22 ноября в ГУМе проходит выставка «145 лет рекламе. Культурное наследие», для которой Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и Музей рекламы собрали редкие экземпляры отечественных рекламных иллюстраций XIX–XX веков. Специально для «Сноба» креативный директор экспозиции Галина Дударь выделила восемь самых интересных работ и рассказала, почему считает их «объектами культурного наследия»
Интересная композиция, персонажи с выразительными лицами, лозунги. Это плакат создан известным художником и книжным графиком Александрой Соборовой. Кстати, в 20-е годы ХХ века она много работала над росписью специальных агитпоездов.
«Календарь Москвички» — это очень интересный рекламный ход, который связал творчество художника Владимира Россинского и «Брокар» на долгие годы. На календаре — 12 месяцев и 12 видов продукции бренда. Владимир Россинский тут выступил не только как художник, но и как копирайтер — автор рекламных текстов и маленьких стихов. Вот, например, как на открытке звучит сентябрь: «Сентябрь. Москва. Картина та ж, // Покинут Юг чудесно-тихий, // Опять в мечтах ― “Брокаръ”, Пассаж, // Покупки и счета портнихи».
Если бы на этой картине не упоминался бренд, мы назвали бы ее произведением искусства. А так — с упоминанием «РАБИС» (Союз работников искусств. — Прим. ред.) — это пример прекрасного продвижения бренда.
Павел Соколов-Скаля — народный художник РСФСР, мастер исторической и батальной живописи. Особенность этого плаката заключается в его теме — мужество челюскинцев и летчиков-спасателей — и технике исполнения — коллаж. Изображено несколько эпизодов экспедиции Отто Шмидта и операции по спасению их команды. Хочется разглядывать каждую сцену отдельно.
Пример отличной работы копирайтера и художника — самый настоящий комикс XIX века: «…Нет не лень, неправда! // Знает целый свет: // Пьянство есть начало // Корень всяких бед…»
Плакат в плакате — прием сам по себе любопытный. Но еще интереснее, что герой этой работы не собирательный образ, а реальный человек — участник Великой Отечественной войны, снайпер Василий Голосов.
С точки зрения дизайна, визуальной запоминаемости и эстетического восприятия это шедевр рекламного плаката XIX века. Здесь все очень четко заявлено: и сам продукт, и название бренда, и даже территориальная принадлежность — герб Российской империи. Жаль, что нет информации об авторе.
Юрий Гагарин действительно воспринимался как народное достояние. Плакат Бернгарда Стариса вышел на следующий день после старта полета космонавта. Дизайн — классика стиля «соцреализм». Интересны черно-красно-бело-коричнево-голубая цветовая гамма, шрифт и образность.
Увидеть больше экспонатов можно на сайте выставки «145 лет рекламе. Культурное наследие».