Фото: Александр Лашкул

Часть фестиваля в Сочи стала реверансом в сторону исторической близости города с балетным искусством. Сердце города — сочинский Дендрарий, в зеленом бархате которого спрятана, будто драгоценная корона, исполненная архитектурного изящества вилла «Надежда». Она была построена и названа в честь обожаемой жены Сергеем Худековым, собственно создателем Дендрария. Сергей Худеков — не только страстный садовод и селекционер, но и драматург, автор либретто «Баядерки» и четырехтомной энциклопедии по истории танца. Потому творческий вечер звезд балета, которым 28 августа открылась сочинская часть «Сезонов», явил символическую преемственность и благодарность первому хозяину виллы, вписавшему свое имя в историю не только русского, но и мирового балета. 

Ажурные решетки и балконы, тонкие колонны, благородная элегантность виллы стали идеальной декорацией выступления. Рукотворное беспримерное изящество, выделяющее балет на фоне прочих искусств, особенно контрастно смотрелось на фоне многочисленных крупных пальм и парка, вечером превратившегося в театр теней. Балетные артисты, выхваченные несколькими софитами, казались полупрозрачными посланниками надмирного пространства, то ли ангельскими сущностями, то ли фантомами из сна. Кстати, ведь и в заключительном акте «Баядерке» влюбленные танцуют вместе с призраками.

Фото: Александр Лашкул

Даже сейчас Дендрарий, будто прообраз райского сада с коллекцией деревьев со всего света, выглядит чудом. И ведь это для нас, например, пальмы — привычная часть сочинских улиц, но до 19-го века никаких пальм тут не было. Все это привезено и посажено в городе первыми из тех, кто не побоялся начать здесь свои хозяйства, организовать сады при усадьбах. В последней трети позапрошлого столетия, после завершения Кавказских войн, в этих местах открывался совершенно иной пейзаж, а вся территория будущего Сочи была неизведанной и дикой для русского человека. Вследствие непростых усилий императорской семьи и тогдашнего правительства постепенно Черноморское побережье все же стало привлекательным местом для инвестиций аристократии и купечества. В Сочи стали покупать участки главные российские предприниматели тех лет Николай Мамонтов, Василий Хлудов и многие другие. Одним из таких «переселенцев» стал и Сергей Худеков, происходивший из семьи мелкопоместного дворянина, редактор и издатель «Петербургской газеты» и человек множества увлечений. Он уже отточил свои таланты агронома в своем имении в Рязанской губернии и даже стал призером Всемирной выставки в Париже, так что к созданию своего Дендрария приступал уже опытным садоводом. И возможно, в двух таких разных увлечениях Сергея Николаевича, как селекция растений и танец, больше связи, чем может показаться на первый взгляд. Что есть серьезная работа над обучением будущего танцовщика, как не строгая селекция? Что есть хореография, как не бескомпромиссный путь по удалению любых сорняков, лишних движений? Да и сам танец — искусство, вдохновленное природой и связанное с ней более, чем другие. 

Так что множество цветов, что клали зрители к ногам артистов, выступивших на вилле, во многом были цветами для первого хозяина виллы и его страсти к танцу, победившей время. Ведь за 20-й век вилла была и госпиталем для солдат, и научно-исследовательской лесной станцией, и просто стояла без дела, но вот высшая справедливость: теперь здесь не только музей самого Худекова и его семьи, но и место, куда вернулся балет. 

Главным же зрительским событием фестиваля стал гала-вечер в Зимнем театре Сочи, где выступили Элеонора Севенард и Денис Родькин, Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов, Екатерина Кондаурова и Александр Сергеев. Что такое гала-концерт в случае балета? По сути, вечер попурри из лучших отрывков самых-самых балетов сезона. Сочинский гала был собран исключительно из дуэтов. Это решение позволило каждому из эпизодов обрести конечную форму, ведь любые парные отношения на сцене уже складываются в тот или иной сюжет, понятный зрителю и имеющий возможность быть прочувствованным даже без контекста. Работы современных хореографов чередовались со всем известными классическими постановками. Лаконичное сценографическое решение с огромным экраном, меняющим лишь цвет от номера к номеру, дало уникальную возможность сосредоточиться именно на оттенках хореографии: на ярком психологизме танца современных авторов и более сдержанных в чувствах, но отточенных движениях балетов Петипа. 

Финальный аккорд сочинской программы — затейливый гастровечер в отеле Grand Karat Sochi с артистами балета: все блюда ужина также с тематическими названиями, например «Нуреевы страсти», «Сон Майи Плисецкой», конфеты «Щелкунчик». 

Автор: Лена Грачева