Что общего между фольклором и стрит-артом. Отвечают современные художники
В художественной галерее «Ростов» в Ростове-на-Дону проходит выставка стрит-арта «Всё это сказки». Увидеть работы художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ и Иркутска можно до 2 октября. Специально для «Сноба» кураторы, авторы и коллекционеры отвечают на вопрос, как связаны между собой стрит-арт и фольклор
Иван Симонов, современный художник и куратор выставки «Всё это сказки»
Для меня как куратора выставки очень четко выстроилась взаимосвязь между фольклором (в данном случае сказками) и уличным искусством. Стрит-арт-художник создает свои работы без оглядки на мнение окружающих, передает сформированные средой вокруг него смыслы и освещает волнующие его вопросы. В фольклоре же отражены быт, устои и традиции народов. Уличное искусство является ярким отражением окружающей действительности, при этом сама уличная среда постоянно меняется и трансформируется, как какой-нибудь лес из сказки, где все исчезает и появляется снова. Только вместо леса у художников — город, вместо леших и домовых — чикокеры и тои (чикокеры — те, кто сознательно портит чужие работы. Тои — новички в граффити, те, кто не знает правил и плохо рисует. — Прим. ред.), вместо заковыристых заклинаний — теги. А сами художники — то ли главные герои сказки, то ли диковинные звери.
Маруся Симонова, куратор выставки «Всё это сказки» и коллекционер
Меня сильно вдохновляет страсть художников рисовать в сложных, иногда экстремальных условиях: ночью, в плохую погоду, в труднодоступных местах, в подземельях или на стенах каналов, на высоте. Я собираю произведения стрит-арт-художников, графические работы или работы на холстах, и хочу продвигать их творчество в широкие массы.
Составляя такую коллекцию, невозможно быть вне контекста уличной среды, которая достаточно закрыта из-за того, что в ее основе лежат нелегальные действия и нарушения запретов. Так истории о художниках превращаются в мифы.
Фольклор стрит-арта складывается из нескольких слагаемых. Это личные истории самих художников и передаваемые из уст в уста рассказы про столкновения авторов с полицией, другими художниками, обычными прохожими. Это сокровища, то есть сами работы, порой спрятанные в укромных местах, до которых не так просто добраться. И супер-споты на неохраняемых заброшенных объектах — места, где рисуют уличные художники. (Чем больше знаковых и важных авторов работают на том или ином споте, тем он ценнее. — Прим. ред.)
Павел Безор
Связь стрит-арта и фольклора обусловлена тем, что стрит-арт мы создаем здесь, в России. Мы окружены российской действительностью и отражаем ее в наших работах — это и есть создаваемый нами фольклор. Фольклор — это же народное творчество. Стрит-арт — если он создан на основе того, что окружает художника, того, что он видит, что на него влияет, в какие музеи он ходит, — тесно связан с фольклором и народным творчеством. Каждый автор сам придумывает свои мифы, создает свой мир. Я, например, рисую одинаковую бабочку в разных сюжетах, в разных работах — это и есть мое мифотворчество. Мой узнаваемый персонаж.
Лена Лисица
Любая попытка связать стрит-арт и фольклор, даже в контексте «народной мудрости» (от английского folk-lore — «народная мудрость». — Прим. ред.), станет «натягиванием совы на глобус». Если мы обратимся к достаточно новым понятиям: «городской фольклор», «детский фольклор», «школьный фольклор», то увидим, что их связь с уличным искусством будет обусловлена только личным интересом художника к фольклору. Такой интерес, как правило, увы, поверхностный. Не многие из мира уличных художников слышали имя фольклориста Неонилы Артемовны Криничной. Поэтому я бы не пыталась притянуть одно к другому, а просто наслаждалась бы тем фактом, что в этом направлении художники тоже работают.
Я бы скорее связала стрит-арт не с фольклором, а с мифотворчеством. Создание новых городских персонажей и легенд — это то, чем занят и граффитист, и райтер (граффити-художник. — Прим. ред.). Невольное сотворение легенды из собственной личности или разработка вездесущего персонажа, который появляется на объектах в разных частях города. Уличные художники — создатели городской легенды.