Кадр из сериала «Сама дура»
Кадр из сериала «Сама дура» Фото: WISH Media

Сериалы

зайцева.jpg

Анна Зайцева, 37 лет, выпускница чешской киноакадемии FAMU

Снимала короткометражные фильмы, которые были участниками и лауреатами международных фестивалей. На основе короткого метра «Сама дура» сняла одноименный сериал, который стал народным хитом. В 2019 году участвовала в конкурсе фестиваля сериалов «Пилот» с авантюрнокомедийным проектом «Герой по вызову».

Нахожусь в Москве. Подтвержденных дат релизов пока нет. Есть два проекта, которые находятся в постпродакшене. В этом году, надеюсь, выйдет мой фильм — молодежный триллер-хоррор «Я иду играть», совместный проект компании Bazelevs и МТС Медиа. В 2021-м под названием #blue_whale он побывал в конкурсах крупных кинофестивалей — Fantasia в Монреале (Канада), Screamfest Horror в Лос-Анджелесе (США) и Warsaw Film Festival в Польше.

Это история 16-летней девушки, которая начинает играть в смертельный интернет-квест, расследуя смерть сестры. Я очень люблю эту работу. Сценарий в основном написан Евгенией Богомяковой, она отлично чувствует жанр. Я же выступила как соавтор истории. Нам обеим близок триллер-хоррор, а также одинаково понятны и близки проблемы подростков. С Женей мы уже работали вместе — над двумя сезонами сериала «Сама дура». У фильма «Я иду играть» хорошие отзывы международной прессы. Надеюсь, что в этом году у картины будет прокат.

В скором времени должна завершиться работа над сериалом «Отчаянная». Этот проект снимался в прошлом году для онлайн-кинотеатра KION. Сериал задумывался как веселая, откровенная, эротическая и драматическая история современной женщины 30+, которая находится в поисках любви. Пока не знаю, когда он выйдет и в каком виде.

В этом году также планировала выход третьего сезона сериала «Сама дура». Это наша с Женей Богомяковой франшиза про сестер-подростков, одна из которых слепая. И еще один новый проект был в разработке, но его детали пока раскрывать не могу. К сожалению, мы не получили поддержку ИРИ (Институт развития Интернета), хотя были у них в числе успешных проектов. У сериала «Сама дура» десятки миллионов просмотров и армия поклонников.

Кадр из сериала «Сама дура»
Кадр из сериала «Сама дура» Фото: WISH Media

Второй сезон в июне покажут в конкурсе престижного немецкого кинофестиваля веб-сериалов Die Seriale. Фанбаза ждет продолжения, второй сезон не ставит точку в сюжете. В третьем сезоне должны были показать новые интересные истории, раскрыть важные социальные темы, разрешить основную любовную линию и отправить девочек во взрослую жизнь. Надеемся, что сериал все-таки удастся завершить в ближайшее время — актеры быстро растут. Также вместе с Женей Богомяковой мы разрабатываем проект сказки. Это будет семейное доброе кино.

В творчестве мне интересно многое. Меня очень трогает тема детскородительских отношений, подростковых психологических травм. Во многом из-за личного опыта и переживаний. Хочется рассказывать истории и про отношения мужчины и женщины. Мне интересно изучать персонажей с парадоксальным поведением. Страх перед смертью — глобально моя тема. Поэтому, кроме авантюрных комедий и драмеди, очень нравится делать триллеры, хорроры. Мне интересна женщина в современном мире — в последнее время новые идеи в основном рождаются именно про женских персонажей.

Чужой материал предлагают очень разный. Про мужчин снимать интересно как раз с другой стороны. Если женских персонажей я так или иначе пропускаю через себя, то мужским нужно влезть в голову, проанализировать его мотивы. Это увлекательный психологический квест, который я прохожу вместе с актерами. Я очень люблю кино, поэтому могу подключиться практически к любой теме. Главное, чтобы была хорошо написанная история.

Мои авторские работы не содержат никакой привязки к месту. Я делаю кино об универсальных человеческих проблемах, завязанных в основном на отношениях или каких-то ситуациях, в которых не имеет большого значения территориальный контекст. У меня есть идея про будущее, но она про планету целиком. Сюжет рассказывать пока не могу. Но смысл в том, что в очень мрачном и жестоком мире будущего, где мужчине и женщине нельзя видеть друг друга, двое случайно встречаются и влюбляются, несмотря на страх и риск.

умаров.jpg

Феликс Умаров, 27 лет, выпускник операторского факультета ВГИКа (мастерская Юрия Невского)

Снимал рекламу для Chanel, Reebok, Pepsi, Adidas, Louis Vuitton, МТС и Red Bull. Делал музыкальные клипы для GONE.FLUDD и Элджея.

Я нахожусь в гостях у своей сестры во Франции. Еще до карантина начал активно коммуницировать с зарубежными продакшенами и, закончив съемки сериала, приехал сюда. Сериал «Домашнее поле» — крутая история про женщину, которая становится тренером мужской футбольной команды. Конечно, на первый взгляд кажется, что в центре сюжета фемповестка, но это не совсем так. Думаю, правильнее сказать, что главная тема сериала — борьба с предрассудками. Сейчас мы находимся на этапе монтажа, и мне удается это делать удаленно. Также я веду работу над фильмом — пока идет доработка сценария. Это будет классное кино, но до официального анонса подробностями поделиться не могу.

Наше «Домашнее поле» — адаптация норвежского сериала Heimebane.

Норвежский проект выпустили в 2018 году, и за прошедшее время сменилось множество повесток и форматов поведения в обществе. Было интересно перерабатывать эту историю с учетом нашей российской действительности и настоящего времени. В одном мы с норвежцами схожи: женщина в футбольной команде и там, и здесь на первый взгляд кажется обществу чем-то недопустимым. Наш сериал — спортивная драма, где на первом плане истории героев. Спорт же служит связующим звеном, но не выходит на передовую.

Конечно, возникает вопрос, как мне, молодому парню, доверили большой проект. В первую очередь у меня был огромный опыт в рекламных проектах и клипах. Реклама — отличная кузница и мастерская. Параллельно с этим я грезил большим форматом. Находясь на карантине, понял, что необходимо грамотно распорядиться свободным временем. Начал писать свой авторский сериал — составил заявку и сценарий, отправил ее в Hype Production. Мы обсудили проект, ребятам он понравился. К тому же мое портфолио говорило само за себя.

Пока мы вели дальнейшую разработку сценария, продюсеры Hype Production предложили мне пообщаться по проекту «Домашнее поле». Вероятно, им нравился мой подход к работе, и они хотели понять, насколько мы сможем сделать сериал вместе. Назначили встречу. В волнении размахивая руками, я объяснял им, в какую сторону стоит вести сюжет, какой должна быть главная героиня и в чем проявляется ее сила. Продюсеры довольно переглянулись друг с другом — им нравился ход моих мыслей.

Кадр из сериала  «Домашнее поле»
Кадр из сериала «Домашнее поле» Фото: Hype Film

Последний год оказался очень динамичным: я снял пилот авторского проекта, а через месяц вышел на первую смену «Домашнего поля». Сейчас работаем над полнометражным фильмом, но пока раскрывать подробности не буду. Когда работаешь над материалом, важно находить в нем частичку себя или собственного опыта. Нельзя сказать, что мне очень близка тема феминизма. Тем не менее моя сестра — как раз яркий пример сильной женщины, которая самостоятельно построила свой путь. Во многом я вдохновлялся ею, когда работал на проекте.

Говоря о приоритетных темах, для меня очень важно, какую роль играет ощущение молодости и юношества — когда ты ведешь себя безрассудно, когда каждое событие кажется чемто невероятным. Тема подростковости для меня до сих пор не закрыта. Надеюсь, что мой авторский сериал решит эту проблему.

Что касается актуальных тем на ближайшее время... Недавно был в винтажном магазинчике и увидел футболку, на ней было написано что-то в духе I’m free to wear jeans («Я свободен носить джинсы»). Внезапно вспомнил, как нам в школе запрещали носить джинсы. Говорили, что это рабочая одежда. Видимо, тот, кто носил эту футболку, чувствовал себя революционером. Но прошло 15–20 лет, и джинсы стали обыденностью.

Кажется, нам суждено регулярно сталкиваться с нежеланием принимать новую действительность. Бороться с теми, кто не хочет ничего менять. Преодолевать социальный предрассудок вокруг этого. Так что спокойное принятие нового и освобождение от предрассудков будет точно актуально в ближайшие годы.

Документальное кино

евстигнеев.jpg

Алексей Евстигнеев, 25 лет, выпускник ВГИКа (мастерская документального кино Виктора Лисаковича и Алексея Гелейна)

Снимает документальные фильмы, которые принимали участие в российских и международных кинофестивалях («Послание к человеку», «Артдокфест», Vision du Reel, DOK Leipzig, IDFA). Его проекты были в лонг-листах национальной премии «Золотой орел» и премии Европейской киноакадемии.

Я сейчас в Чехии, где продолжаю учебу после ВГИКа в магистерской программе университета Западной Богемии — учусь на режиссера анимации. Приехал сюда до всех последних событий, в феврале даже думал вернуться в Россию на каникулы. Но началась спецоперация, пришлось отсрочить свой отдых на неопределенный срок. Когда я вернусь, непонятно — билеты до России сейчас стоят как чугунный мост и неясно, что вообще будет дальше.

В качестве магистерского фильма я делаю анимадок под названием «Папины письма» вместе с кинокомпаниями Mimesis (Россия) и Мoderato (Франция). Короткометражная фестивальная работа, которую я в дальнейшем хотел бы превратить в полнометражный фильм для смешанной аудитории — и для детей, и для взрослых. Проект, к счастью, не заморозился, а продолжает жизнь. Французские продюсеры адекватно относятся к сложившейся ситуации, общаются с нами как с людьми, не вешая ярлыки. Все предыдущие российские проекты, которые обсуждались со мной, после 24 февраля заморозились на неопределенный срок. «Папины письма» — анимадок, основанный на переписке Алексея Вангенгейма, министра метеорологии СССР, пишущего из ГУЛАГа своей дочери. Уникальность истории в том, что Вангенгейм решил не рассказывать дочери о том, что он в ГУЛАГе — все свои записки он составлял таким образом, будто он в некой исследовательской экспедиции.

Кадр из фильма «Папины письма»
Кадр из фильма «Папины письма» Фото: Mimesis

История во многом предвосхитила настоящие события, и это больше расстраивает, чем радует. Когда мы питчинговали этот мультфильм, мы не делали большого акцента на теме репрессий. Изначально это была история отца и дочери, которая может произойти где угодно, но случилась в 30-х в СССР. Все, о чем мы говорили на питчингах, все, чего мы боялись, вплоть до расформирования «Мемориала» (признан иностранным агентом — Прим. ред.), в котором и хранился весь этот архив переписки, случилось. Пока мы искали деньги на фильм, он постепенно становился не вполне легальным для просмотра в России. Но я надеюсь, что самые худшие наши опасения не сбудутся. Хочется сохранить акцент на исключительно человеческой истории, однако трудно не политизировать тему ГУЛАГа.

Пока я находился в России, понимал проблемы страны, ее контекст, — это мне близко, хотелось об этом говорить. Но оказавшись по ту сторону невидимой стены, с первых месяцев и до сих пор я задаюсь вопросом, хочу ли я всю жизнь снимать только о России. Может быть, нужно погружаться в европейский и мировой контекст, искать что-то там? Пока я пытаюсь «усидеть на двух стульях» и рассказывать о том, что я знаю и люблю — на текущий момент это связано с Россией. Самое грустное, что все то, о чем я хочу снимать, невозможно снять в России, да и денег на это внутри страны не найти. Причем необязательно это какая-то крамола, просто в России в принципе узкий коридор возможностей. Чтобы о чем-то в принципе говорить, об актуальных проблемах, о том, что болит, многим приходится уезжать.

Любая история, которую я делаю, получается обо мне, но через призму вымышленного героя. Мне кажется, что приоритетные темы во все времена в кино одинаковы — любовь, смерть, предательство, забота, самопожертвование. Меня пугает и настораживает важная проблематика относительно документального кино — оно превращается в журналистские репортажи и перестает быть авторским высказыванием. Это приводит к эскалации конфликта по обе стороны культуры. На многих фестивалях ценится не столько качество фильма, сколько актуальность повестки. Мне это видится проблемой — повестка преподносится с определенного ракурса, как правильно политического, а не человеческого. Такое кино интересно людям, с чьим мнением оно совпадает. Авторы вместо поиска объединяющих тем разрушают культурные мосты, подтверждая некоторые стереотипы. Думаю, кино должно быть выше политики, национальных интересов и религии. Как и любое искусство, кино должно быть гуманистическим. Человек в любом его проявлении должен быть центром и художественных, и документальных историй. В идеале все фильмы, которые сейчас снимаются, должны быть понятны и близки любому человеку. Чтобы и русский, и украинец, и поляк, и чех могли бы посмотреть и сказать: «Это про меня».

захарова.jpg

Маргарита Захарова, 32 года, выпускница Новосибирского государственного университета («Кинооператорство») и Московской школы нового кино (курс «Режиссер монтажа», мастерская Ильи Томашевича)

Снимает и монтирует документальное кино. Дважды становилась лауреатом Beat Film Festival — с короткометражным дебютом «Внутренний рэп» в программе «Смена» и полнометражным фильмом «Москва будто бы сон», который победил в национальном конкурсе.

Сейчас я в Москве. Заканчиваю монтаж документального полнометражного фильма «Дикого кайф» — о 15-летнем подростке Тимуре из спального района Новосибирска по прозвищу Дикий и его яркой маме-пенсионерке. Они вместе научились жить со страшным диагнозом Тимура (СМА — спинальная мышечная атрофия), путешествуют по городам России, дружат с Моргенштерном (признан иностранным агентом. — Прим. ред.), ходят в бары и на концерты российских звезд, делают татуировки и своим, очень экстравагантным путем идут к мечте Дикого — стать, вероятно, таким же популярным рэпером, как его друг и кумир Алишер. Хотелось бы, чтобы премьера фильма случилась этим летом на любимом российском кинофестивале Beat Film Festival. Если не получится попасть в программу национального конкурса, буду думать, что делать дальше в плане продвижения фильма.

Кадр из фильма «Внутренний рэп»
Кадр из фильма «Внутренний рэп» Фото: Nonfiction

Волнующие меня темы — пассионарность человека в какой-либо области (как правило, это искусство, созидание), отношения между людьми (в том числе романтические), человек и государство (недавно помечтала, что было бы интересно увидеть современную экранизацию романа «Мы живые» Айн Рэнд) и экзистенциальные проблемы разных возрастов. Но главная для меня тема — межчеловеческие отношения. При этом я понимаю, что сейчас необходимо осмыслять теми профессиональными инструментами, которыми ты владеешь, происходящее со всеми нами в связи с действиями, которые совершает наше государство. Мне бы хотелось помыслить о фильме, в основе которого была бы драма, например, двух людей, а война и эмиграция — фоном. На днях я вернулась из поездки в Тбилиси, хотелось погрузиться в эмигрантскую атмосферу, в атмосферу будто бы сериала «Вертинский» — понаблюдать за бытом, размышлениями и, чего уж таить, отвлечениями от новостной повестки людей, которые оказались вне дома не по причине отъезда из зон боевых действий на их территории, а по причинам сугубо личным, рабочим или политическим. Кое-какие впечатления на будущее удалось накопить.

Россия будущего — это страна на психотерапии и антидепрессантах. Я бы питчила идею документального сериала-эксперимента о том, как деятельные, чем-то известные (или, наоборот, неизвестные, выбранные путем кастинга) люди нашей страны справляются с депрессией и в специальной построенной декорации (кабинете психотерапевта), и в обычной жизни.

Игровое кино

шульгина.jpg

Мария Шульгина, 40 лет, выпускница СПбГУКиТ (сценарная мастерская Дуни Смирновой и Анны Пармас)

Работала над сценариями фильмов и сериалов для телевидения. Дебютировала в кино как режиссер в 2017 году. Ее короткий метр «Огонь» был лауреатом российских и международных кинофестивалей. Полнометражный фильм «Любовь без размера» с участием Светланы Ходченковой попал в лонг-лист национальной премии «Золотой орел». Выступила режиссером и одним из сценаристов сериала «Почка» с Любовью Аксеновой.

Сейчас я нахожусь в Санкт-Петербурге. К сожалению, работа над полнометражным фильмом, к съемкам которого я готовилась, была приостановлена. Сейчас мы с моим соавтором пишем сценарий для другого проекта — какой-либо конкретики по его реализации пока нет.

Кадр из сериала «Почка»
Кадр из сериала «Почка» Фото: KION

Обычно я придерживаюсь правила, что нельзя писать о ситуации, в которой ты находишься прямо сейчас, которую ты еще не полностью осознал. Следует давать себе больше времени. Любая острая тема должна стать осмысленной, проанализированной и пережитой. В этом случае получится избежать постыдного душевного эксгибиционизма в его истеричном проявлении. Притом что эксгибиционизма избежать не удастся, если речь идет об искреннем творческом порыве. Поэтому я разделяю темы, которые актуальны для меня лично, и темы для творчества. Работаю над проектами, которые волновали меня ранее, при этом, конечно, проводя сверку с тем, насколько они актуальны здесь и сейчас. Темы все классические — поиски личного счастья в его невозможности.

Меня очень впечатлил фильм «Все, везде и сразу». Впечатлил тем, как вся мощь современного высокотехнологичного кинематографа была брошена к ногам простой человеческой проблемы. Проблеме даже не смертельной, а скорее заурядной. Проблеме понимания и контакта с близкими. Это то, с чем все живут как с вросшими занозами, не обращая внимания на перманентную ноющую боль. Если думать про кино о будущем России, то в центре такой картины я по-прежнему вижу человека, который — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем нашей страны — пытается найти свою личную точку опоры в окружающем безумии обыденного водоворота событий.

дульян.jpg

Гамлет Дульян, 29 лет, выпускник НИУ ВШЭ (факультет коммуникаций, медиа и дизайна) и киношколы «Свободное кино»

Снимал рекламные ролики. Его дебютный короткометражный фильм «Погружение в огонь» показывали на Каннском кинофестивале. Осенью 2022 года запланирована премьера полнометражного фильма «Мы» — первой российской экранизации антиутопии Евгения Замятина.

Сейчас я нахожусь в аэропорту Внуково — лечу в Ереван, уже второй раз за год. В самом разгаре подготовительный период моего нового сериала «Последователи» в жанре триллер. Его съемки начнутся летом в горах Армении. Этот проект я вынашивал довольно давно, и, собственно, настал момент его реализации, чему я очень рад. По поводу точной даты выхода сериала пока трудно сказать — эти решения принимают платформы. Кроме этого, скоро выходит мой большой фильм «Мы» по мотивам романа Евгения Замятина. Надеюсь, ничто этому не помешает. Что касается форматов, для меня они все одинаково интересны. Сериалы, фильмы, анимационные фильмы, компьютерные игры — всё это возможности для визуального нарратива. Я творю и буду творить во всех из них. Это очень привлекательно, так как открывает абсолютно разные возможности для рассказывания историй.

Кадр из фильма «Погружение в огонь»
Кадр из фильма «Погружение в огонь» Фото: «Свободное кино»

Если говорить о темах, интересных мне в творчестве, это довольно обширный вопрос — для меня существует огромная масса тем, которые я бы хотел осветить. Но всему свое время. Обобщив все важнейшие для меня темы, можно прийти к тому, что сейчас меня интересует тема правды, но не абсолютной, а относительной. То, как условное понимание правды или истины в обществе приводит к человеческой трагедии — в первую очередь в духовно-моральном аспекте.

Один из моих будущих проектов напрямую касается условной России будущего. Это будет научно-фантастическое драмеди. По поводу него я общаюсь с разными продюсерами прямо сейчас, поэтому пока не хотелось бы раскрывать все карты — придерживаюсь правила «сначала сделай, потом говори». Буду верить в лучшее и много работать, чтобы проект удалось запустить!

Автор Тимур Алиев