Кадр из фильма «Великая магия»
Фото: Canal+
Кадр из фильма «Великая магия»

Одним абзацем

«Великая магия» — это исповедь Нанни Моретти, где граница между альтер эго и реальным человеком практически стерта. Оказавшийся в творческом кризисе режиссер не скрывает проблем, а говорит о них открыто и с юмором. Мужчина уже много лет зависим от антидепрессантов и снотворного, поиск финансирования на будущие проекты вызывает все большие трудности, но опускать руки он не собирается. Моретти доказывает, что неудачи в карьере могут стать катализатором перерождения, нужно лишь не бояться провала, а насладиться им и дать волю чувствам.

Подробно

«А что, в Италии были коммунисты?» — спрашивает участник съемочной группы режиссера Джованни (Нанни Моретти) после прочтения первых строк сценария. Мужчина сердится и начинает объяснять, что коммунистическая партия была очень крупной в свое время, о ее падении он как раз и хочет снять кино. Новый фильм Джованни должна продюсировать его жена Паола (Маргерита Буй), но у нее другие планы: она устала терпеть выходки мужа, хочет развестись и больше не работать с супругом. Кроме того, у проекта Джованни большие проблемы с финансированием: продюсер Пьер (Матьё Амальрик) пообещал покрыть все расходы на производство, но денег у него нет. Последняя надежда на спасение картины — контракт с Netflix. 

Кадр из фильма «Великая магия»
Фото: Canal+
Кадр из фильма «Великая магия»

Чтобы лучше понять «Великую магию» (более близкий перевод с оригинала «Светлое будущее») Нанни Моретти, мало обратиться к творчеству режиссера и его биографии, нужно сначала поговорить о состоянии киноиндустрии. В 2017 году Каннский кинофестиваль поссорился с Netflix по поводу выхода картин в прокат: показ в кинотеатрах Франции обязателен для участия в смотре, а Netflix это условие не устраивает. С годами влияние стримингов выросло, их проекты награждают на больших премиях («На Западном фронте без перемен») и показывают на других кинофестивалях, но главное — у них есть деньги. Поэтому некоторые режиссеры (Жан-Пьер Жене, Зак Снайдер), карьеры которых обернулись не совсем удачно, иногда соглашаются на сотрудничество с Netflix и их конкурентами. Нанни Моретти, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в 2001-м за «Комнату сына», на своем примере знает, что такое творческий кризис (его предыдущая картина «Три семьи» была совсем неудачной), но не стыдится печального опыта, а, наоборот, находит в нем вдохновение.

Кадр из фильма «Великая магия»
Фото: Canal+
Кадр из фильма «Великая магия»

Моретти известен семейными, камерными мелодрамами, где играет роль печального мужчины. Его «Великая магия» — это самоироничная комедия, герой тот же самый, но интонация более легкая. Как подмечает Паола, Джованни (то есть Моретти) будто изменился, впервые решился снять кино с песнями и любовной сюжетной линией, хотя сам об этом не догадывается. Отношения главы римской ячейки коммунистов Эннио (Сильвио Орландо) и редактора «красной» газеты Веры (Барбора Бобулова) раскалываются из-за разных взглядов на подавление Венгерского восстания 1956 года. История СССР сильно искажена в советском кинематографе, в ней полно романтизации и пустых, выеденных цензурой пространств. Нанни Моретти не пытается в «Великой магии» заполнить пробелы, ему не хочется снимать тяжелое кино о крушении жизни, но и смотреть на реальность сквозь пальцы он не может. 

Кадр из фильма «Великая магия»
Фото: Canal+
Кадр из фильма «Великая магия»

Поэтому он выбирает юмор, чтобы хоть как-то смириться с ударами судьбы. Жена Джованни Паола ушла работать на проекте молодого бездарного режиссера — так надо заявиться на съемочную площадку и замучать всех лекциями о постановке кадра; денег на кино нет — можно прийти на встречу с Netflix и удивиться повторяющейся из раза в раз фразе про лицензию на 190 стран и ценность момента «Какого хрена!». В «Великой магии» Нанни Моретти брюзжит на современный мир в стиле Вуди Аллена, но не обижается на весь свет, а ищет способы выйти из кризиса. Его решение — честно рассказать о своих чувствах и принять порядок вещей, тем самым сделав первый шаг к светлому будущему.