Команда «Трын*Травы»: Сейчас художники нашли свою точку опоры, свой свет
В прошлом году проект получил рекордное количество заявок — 1200, если я не ошибаюсь. Из них только 80 с чем-то участников в итоге стали участниками экспозиции. Как дела в этом году?
Заявок действительно стало больше — «Трын*Трава» показывает ежегодный рост. В этом году мы снова побили рекорд, получили 1860 заявок, из них отобрали 90 участников.
А пространство вас еще вмещает?
Пространства всегда мало, но мы стараемся (Смеется.). Вот, даже сейчас, общаясь с вами, мы сидим в нашей любимой усадьбе. Раскладываем пазл, стараемся его собрать. Можно сделать заведомо коммерчески успешный проект, а можно — на сердцах. Я думаю, «Трын*Трава» — это именно проект на сердцах, который несколько лет держался только на сарафанном радио. И это, кстати, новый вызов — как обыграть то же самое место по-новому.
Участники разные, работы — тоже, в том числе по размерам и объемам. Мы должны соединить их между собой так, чтобы у нас получились и гармоничные истории, и чтобы места всем хватило.
Не было мыслей переехать?
Для нас усадьба — уже очень родное место, и переезжать мы не хотим. Лучше сделать еще один проект, у которого будет другая площадка, а «Трын*Траву» оставить там, где она проходит сейчас. Наш новый проект уже в разработке, но детали мы пока не раскрываем.
Тогда вернемся к уже существующему — «Трын*Траве». Участников из Москвы и Санкт-Петербурга больше, чем из других регионов?
Мы пока не смотрели точечно, так что конкретизировать в процентном соотношении не можем. Но корни «Трын*Трава» пускает по всей России. Мы обращаемся к аналитике на финальной стадии проекта. Пока — собираем данные.
При отборе работ мы не акцентируем внимание на городе, откуда поступила заявка. По ощущениям, да, чаще встречаются заявки из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Тем не менее выбор все равно основывается не на географическом принципе. Мы сначала оцениваем предмет, а затем уже рассматриваем остальные аспекты.
Мы обычно понимаем, откуда участники выставки, уже потом, по разнице во времени (Смеется.).
Но ведь географическую принадлежность художника можно так или иначе предугадать из-за общей самобытности работ. Например, на красноярской SCAN Fair очень многие работы имели общий знаменатель из-за характерных для региона условий и вопросов, волнующих художников.
На этапе отбора это видно, когда просматриваешь заявки — а мы просматриваем сами, у нас нет специально обученных для этого людей. И когда включаешь первое сито, это становится заметно.
Возможно, у авторов из одного региона и есть какие-то общие черты, но они доходят до нас по-разному. Каждый чем-то уникален и раскрывает эту самобытность по-своему.
Поэтому они и оказываются в финале (Смеется.).
А еще художник может брать тему вообще не своего региона, такое у нас тоже встречается довольно часто, так что прямой взаимосвязи с региональной идентичностью у нас нет. Кто про что хочет, тот про это и высказывается.
К тому же художники размышляют не столько о теме региона, сколько о теме, волнующей их изнутри, а это уже более широкая история. Нас всех так или иначе что-то волнует. Предмет — это язык, на котором автор пытается поговорить об актуальной для себя теме и рассказать историю.
А есть ли дебютанты? Те, у кого вообще не было выставочной или ярмарочной истории, для которых «Трын*Трава» — первая площадка.
Да, есть такие участники. Например, буквально за 10 минут до нашего интервью нам позвонил художник-участник из Красноярска, который работает с пластиком. Это его первый опыт участия в выставочном проекте, и он немного запаздывает с подачей работы. Мы обсуждали, как лучше поступить в этой ситуации.
Чем хороша «Трын*Трава» — это такая, знаете, стартовая площадка, где человека замечают и предлагают ему развитие и новые проекты. Их очень много, на самом деле, и примеры Элины — это лишь малая часть.
Мы никогда не смотрим на регалии художников, подающих заявки. Для нас какая-то большая выставочная история автора не является критерием отбора. У нас и начинающие, и звездные художники идут бок о бок, а наша концепция заключается в том, что даже на этикетажах нет регалий — только то, чем вдохновляется человек.
Всегда нужно какое-то вступительное испытание или можно попасть в проект без заявки?
Бывает такое, что мы видим работы автора и ждем, что он к нам рано или поздно придет. Сами мы не пишем и не приглашаем, но таких мастеров принимаем сразу, потому что знакомы с произведениями, видели их и заочно доверяем автору. Спрашиваем только про размеры и смотрим эскизы.
Так получилось, например, с Никитой Макаровым. Никита — московский художник, но он делает высказывания на карельскую тему. Его коллекция «Полярный день» подготовлена совместно со «Снобом», и мы эту серию пока не видели — он готовит ее эксклюзивно для «Трын*Травы». В коллекцию войдет керамика, пять объектов.
Керамики в этом году снова много?
Дело в том, что керамика — это довольно доступная история. Для создания керамических объектов нужно немного — глина и печь, поэтому ее и много.
В этом году на «Трын*Траве» зрители смогут увидеть множество работ, выполненных из различных материалов: дерева, стекла, металла и текстиля. Мы всегда стараемся поддерживать баланс, чтобы не допустить преобладания одного материала, но каждый год наблюдается тенденция, когда какой-то материал начинает доминировать, и это нормально — это своего рода срез текущего времени.
Фотография вновь заявляет о себе. Проект рассматривает заявки фотографов или это не про «Трын*Траву»?
Фотография — жанр, который мы хотели бы взять, но пока просто не нашли «своего» автора. Мы очень ждем, когда он появится — ходим на выставки и ярмарки, смотрим, и заявки, конечно, отсматриваем. Пока что тихо, но я не теряю надежды (Смеется.). Меня немного задевает отсутствие у нас фотографии.
Кроме фотографии, мы еще хотели бы поработать с digital-историей. Современное искусство не стоит на месте, и цифра — тоже полноправная часть общего арт-среза, презентацией которого мы и занимаемся каждый год. Но на это нужны отдельные бюджеты, в частности, на техническое оснащение. И площадка, конечно, должна позволять это все разместить, а в усадьбе с этим сложновато.
Какая сквозная тема «Трын*Травы» в этом году?
Общий знаменатель не меняется из года в год, а заключается он в том, что мы все — очень разные. У нас большая страна, многонациональная, со множеством культурных кодов. Россия — это симфония, голоса, звучащие разными инструментами. И когда они вместе, это прекрасно. А мы стараемся этот срез показать — показать, как звучит Россия.
Иногда действительно преобладает один и тот же образ — это разные воплощения одной мысли, которая одновременно приходит нескольким художникам. После февраля 2022 года нас буквально завалили заявками с изображениями ангелов. Во время пандемии мы получали работы с яйцами как символом зарождающегося мира, когда никто не понимал, что будет дальше. В этом году в заявках особенно много образов берез.
И еще много объектов с преобладанием красного цвета.
И бумеранги! Но, конечно, это не буквально они, а, скорее, мысль будто бы о возвращении всего на круги своя.
У нас срез по «больничке» (Смеется.). Мы понимаем настроения творческих людей и улавливаем их паттерны. Иногда нас критикуют за то, что выставка слишком разношерстная, и предлагают привести ее к единому стилю. Но для нас это было бы скучно и неинтересно, а также выглядело бы как жесткое навязывание.