Личное — политическое. Об иранском фильме «Вычитание»
7 сентября в прокат вышел новый фильм Мани Хагиги «Вычитание», премьера которого состоялась на прошлогоднем кинофестивале в Торонто. Хагиги принадлежит к движению протестных режиссеров, последовательно критикующих через кино власти Ирана. Какой подтекст Мани Хагиги спрятал за историей о встрече добрых и злых двойников — в материале «Сноба»
Одним абзацем
Сюжет фильма «Вычитание» сначала кажется понятным и типичным: двойники встречают друг друга, пытаются выяснить факт родства, влюбляются и ссорятся. Но Мани Хагиги мало интересуют детективные и мистические элементы историй о доппельгангерах, ему важно завуалированно показать, как тоталитарное государство влияет на человека. Цензура и повсеместное насилие раскалывает личность на две части, одна из которых подавляет другую. При общем пессимизме жизни иранские режиссеры смотрят в будущее с надеждой — и Мани Хагиги не исключение.
Подробно
В Тегеране уже который день идет проливной дождь. Инструктор по вождению Фарзане (Таране Алидости) подозревает мужа Джалаля (Навид Мохаммадзаде) в измене. Она следит за ним и застает его с женщиной, которая оказывается ее же двойником. Девушку-двойника зовут Бита. Она принадлежит к высшему классу и не работает — заботится о сыне. Бита замужем за упрямым и грубом бизнесменом Мохсеном, который как две капли воды похож на Джалаля. В своих «копиях» из бедного сословия Бита и Мохсен видят лучшие версии себя.
Брак героев из зажиточной семьи вынужден распасться — виной агрессивное поведение Мохсена. Он ссорится по мелочам с гордой Битой и совсем не общается с сыном, привыкшим надевать наушники во время споров родителей. У Фарзане и Джалаля свои маленькие печали, но они мирно живут в своей потрепанной квартире и ждут первого ребенка ребенка. Чужое счастье режет Мохсену глаза: он привык добиваться желаемого любыми способами, а потому решает променять своенравную Биту на покладистую Фарзане. Мохсен — это олицетворение государства, уничтожающего сильных личностей и использующего послушных людей в своих целях.
Кино Мани Хагиги хоть и рассказывает историю любви, но на деле посвящено политике государства, подавляющего протесты. Политическая ситуация в Иране крайне нестабильна. Через четыре дня после мировой премьеры «Вычитания», 16 сентября 2022 года в стране начались массовые протесты из-за убийства Махсы Амини: 22-летнюю девушку избили сотрудники Назидательного патруля за «неподобающее ношение хиджаба». Демонстрации продолжались полгода. За это время в стачках погибли более 200 человек, тысячи оказались в тюрьмах — среди них была исполнительница главной роли в «Вычитании» Таране Алидости.
Иранские артисты, которых сажают в тюрьму и преследуют даже за границей, уже больше тридцати лет общаются с внимательными зрителями намеками. Иногда режиссерам приходится «говорить» без слов: так кино Джафара Панахи («Такси», «Без медведей») посвящено видимым и невидимым границам, героям достаточно одного взгляда или жеста, чтобы указать на черту дозволенного поведения. «Вычитание» Мани Хагиги тоже можно рассматривать через политическую оптику.
Мани Хагиги разыгрывает драму об опасных двойниках, но сюжетные перипетии мало интересуют режиссера. Показывая борьбу двойников из разных сословий, он демонстрирует, как в несвободном обществе личность расщепляется, как темная часть души поглощает светлую. Ливень, который люди привыкли не замечать, становится метафорой тяжелого состояния страны: горожанам не до погоды за окном, надо выжить и не потерять близких.