Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев»
Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев»

Что такое «золотой век» Испании 

«Золотой век» испанской культуры — это период расцвета местной живописи, театра и литературы со второй половины XVI до первой половины XVII века. Культурный подъем был во многом связан с нестабильной политической жизнью Испанского государства. В конце XV — начале XVI века страна неожиданно для всей Европы стала одним из важных игроков на мировой арене, этому способствовали и обширные колониальные завоевания, и объединение двух крупных государств — Арагона и Кастилии, произошедшее в результате заключения брака между их правителями Фердинандом и Изабеллой. В начале XV века карта Испании представляла собой пазл из пяти королевств: Португалии, Наварры, Гранады, Кастилии и Арагоны, последние два имели наибольшее влияние и на протяжении многих веков постоянно боролись за господство на Пиренейском полуострове. Союз этих государств был стратегическим, укрепил влияние местных христиан, а также положил начало единому королевству Испания.

Однако так называемый «испанский мир», времена расцвета империи, продлился не очень долго: страну ослабили различия в укладе жизни разных провинций, а также начавшаяся в конце XVI века инфляция, вызванная нежеланием местных жителей развивать национальную промышленность. Испания была одной из немногих европейских держав, сопротивлявшейся догмам протестантизма. Более того, католическая церковь здесь имела огромное влияние на жизнь простых граждан, ограничивала их свободы, всячески поддерживала монархов, стремилась изгнать всех неверных из государства. Последнее лишало Испанию основной рабочей силы в лице мавров, исповедовавших ислам. Они контролировали большую часть Пиренейского полуострова с VIII века, но постепенно их влияние ослабевало. В 1492 году мавры проиграли войну с Фердинандом и Изабеллой, после чего попали под гонения на иноверцев. Им оставалось либо покинуть страну, либо перейти в католичество, но большинство арабов отказалось изменять своей вере. Мавры привнесли много важного в сельскохозяйственную культуру, архитектуру, искусство Испании. Многие из них были хорошо обученными ремесленниками и земледельцами, поэтому их изгнание наносило удар по развитию испанской экономики.

Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев»
Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев»

Довольно точное описание того времени дал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет: «Мы видим усталость от мирового господства, жажду придворных утех, иллюзорное и иллюзионистское существование спиной к реальности, риторику в поэзии, формализм в жизни». Наблюдение за упадком империи и сформировало взгляды многих художников и литераторов, вошедших в историю как представители «золотого века» испанской культуры, например Лопе де Вега, Эль Греко, Эстебана Мурильо, Мигеля де Сервантеса. Они пытались осознать роль человека в обществе и непостоянном механизме государства, проанализировать новые социальные устои и идеологии, выстроить отношения между земным и божественным, создать образ человека нового времени.

Изобразительное искусство 

Среди мастеров, прославивших «золотой век» испанской живописи, чаще всего вспоминают Диего Веласкеса (1599–1660), придворного художника Филиппа IV. Веласкес считался любимцем короля: художник распоряжался дворцовой прислугой и даже написал автопортрет «Менины», где изобразил себя в окружении монаршей семьи, таким образом подчеркнув свою близость к высокопоставленным особам. Многие сюжеты мастера так или иначе связаны с обычаями королевского двора: так, художник посвятил целый цикл работ шутам и карликам, живущим во дворцах испанских правителей. Среди подобных полотен выделяют «Эль Примо» и «Дон Себастьяно дель Морра». Художник с уважением и сочувствием относился к карликам, видел в них людей с особым чувством собственного достоинства и недюжинным умом. В своих работах он акцентирует внимание не столько на особенностях физического развития, сколько на волевых чертах лица, отражающих силу характера. 

Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев»
Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев»

Среди полотен художника много и портретов представителей дворянского сословия. Например, на выставке в ГМИИ имени Пушкина представлен на удивление реалистичный портрет графа-герцога де Оливареса из собрания Эрмитажа, в котором детализированно прописаны черты лица аристократа. Запечатлев атмосферу мадридской королевской резиденции, Веласкес становится в некотором роде бытописателем, благодаря его работам современные историки могут делать выводы об Испании XVII века.

В XVII веке католическая церковь играла важную роль в жизни испанцев, что тоже нашло отражение в творчестве художников «золотого века», в частности в полотнах Бартоломе Эстебана Мурильо (1617–1682), художника барочного стиля. Мастер известен своим интересом к религиозным сюжетам, на выставке в ГМИИ имени Пушкина его картину «Непорочное зачатие» расположили в самом центре первого зала, так, чтобы она сразу привлекла внимание посетителей. На полотне изображена задумчивая Мадонна в окружении ангелов. При этом Мурильо порой отказывался от высокодуховного пафоса в пользу более приземленных образов. Известна его работа «Святое семейство с птичкой», на которой Иисус, его мать и ее супруг святой Иосиф изображены без нимбов и больше напоминают обычных людей. 

Эстебана Мурильо привлекали образы повседневности, на выставке посетители смогут заметить картину «Мальчик с собакой», заинтересовавшую исследователей сочетанием в образе портретируемого и национально-типических, и индивидуальных черт. Художник изобразил классическую жанровую сцену с элементами портрета, привлекающего не столько тонкостью живописного исполнения, сколько непосредственностью образа.

Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев»
Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев»

Эль Греко (1541–1614) — уроженец Венецианской республики, один из главных новаторов «золотого века» испанской культуры, вдохновитель Пабло Пикассо. Работы живописца отличаются глубоким психологизмом, выходящим за рамки традиций искусства позднего Возрождения. Особого эффекта Эль Греко достигал за счет использования нереалистичных цветов и искажения композиции. Художник осваивал методы маньеризма — течения в изобразительном искусстве, возникшего в результате кризиса идеалов Ренессанса и призывающего отказаться от поиска гармонии между телесным и духовным. Маньеризм воплощал в себе экзотические изображения, яркие и контрастные цвета. Эль Греко также считал, что цвет превалирует над формой, и отказался от строгого следования пропорциям, часто удлиняя фигуры людей на полотнах. «Земные фигуры у Эль Греко тоже удлиняются <…> они словно хотят восстановить связь видимого с невидимым» — эту цитату Жана Кокто организаторы выставки в ГМИИ имени Пушкина разместили на одном из информационных стендов. 

Некоторое время Эль Греко жил в Толедо, где получал много заказов и снискал славу своим неординарным подходом к живописи. Тем не менее художника забыли сразу после его смерти и вспомнили только через несколько столетий, когда стиль средневекового живописца оценили по достоинству Эдуард Мане и Поль Сезанн, а после и Пабло Пикассо. Весь его так называемый «голубой период» вдохновлен именно дымчато-синими и драматическими работами Эль Греко («Снятие пятой печати», «Поклонение пастухов», «Кающаяся Магдалина»). В этом легко убедиться на выставке в ГМИИ имени Пушкина. Организаторы сопоставляют работы двух мастеров: «Святой Иоанн Креститель» Эль Греко и «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо — по мнению авторов проекта, они перекликаются не только по цветовой гамме, но и по степени драматизма изображенных героев, смиренно принимающих свою участь.

Расцвет испанской драматургии 

Расцвет испанской драматургии связан с двумя именами — Лопе де Руэды (1510–1565) и Лопе де Веги (1562–1635). Именно они стояли у истоков национального испанского театра, сформировали уникальные жанры. Лопе де Руэда происходил из бедного сословия, вместе со своей труппой бродячих артистов он в течение почти двух десятилетий разъезжал по испанским провинциям и давал представления. Однажды на его выступление попал совсем юный Сервантес, автор «Дон Кихота», впоследствии охарактеризовавший драматурга как мастера пастушеской поэзии. Комедии Лопе де Руэды в основном состояли из диалогов между пастухами, прерывающихся талантливо исполненными бытовыми интермедиями, то есть сценами, разыгрываемыми между действиями какой-либо пьесы и описывающими бытовые события. Подобный прием существовал и до Лопе де Руэды, но он выделил его в самостоятельный жанр, пользующийся популярностью. Также драматург развивал основы пасоса — коротких пьес комедийно-бытового характера, в которых актеры играли «народных героев»: крестьян, бедняков, студентов, шутов. В дошедшем до нас пасосе «Оливы» Лопе де Руэда четко очерчивает характеры и психологические образы персонажей, делая их «типичными» и понятными обычным зрителям: здесь появляется радушный старик, сварливая жена и их простодушная, наивная дочь.

Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев»
Фото: пресс-служба ГМИИ имени Пушкина
Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев»

Дело Лопе де Руэды продолжил поэт и драматург Лопе де Вега. Современники называли талантливого автора «чудом природы», его сразу заметили просвещенные покровители, открывшие ему двери в лучшие театры Мадрида. Тематика пьес драматурга очень разнообразна: в них он обращается к представителям разных сословий, формируя цельный образ испанского народа. За всю свою жизнь Лопе де Вега написал более полутора тысяч произведений, которые рассказывали о героических подвигах из национальной истории. Так пьесы повествуют о борьбе испанцев с маврами («Девушка из Симанки»), противостоянии королей и феодалов («Еврейка из Толедо»), открытии нового континента («Новый мир, открытый Христофором Колумбом»), людях «плаща и шпаги». Комедия «плаща и шпаги» (например, «Собака на сене») снискала особенно большую любовь у испанского зрителя, так как действующими лицами в ней выступают представители идальго, особого социального сословия благородных господ, которые неожиданно оказываются в центре интриги. Произведения Лопе де Веги навевали зрителям мысли о единстве, силе и хитрости испанского народа, что было очень важно в эпоху заката империи.

Спектакль «Жизнь есть сон»
Фото: Quim Llenas / Getty Images
Спектакль «Жизнь есть сон»

Педро Кальдерон (1600–1681) упростил драму, разработанную Лопе де Вегой, в которых сюжет часто был слишком запутанным и сложным. Он сосредоточил внимание зрителя на небольшом количестве действующих лиц. Так Кальдерон завершил развитие барочной модели театрального искусства XVII века. Среди его работ встречаются не только классические для «золотого века» пьесы «плаща и шпаги», но и философские труды, поднимающие важные для всего человечества вопросы вроде воли судьбы и права на свободу. Одна из самых ярких философских пьес Кальдерона — «Жизнь есть сон». В произведении автор исследует природу судьбы и реальности, задаваясь вопросом, насколько человек способен контролировать происходящее вокруг. Так Кальдерон наполняет драму «золотого века» новыми смыслами.

Литература «золотого века»

В прозе «золотого века» выделяются две важные фигуры — Мигель де Сервантес (1547–1616) и Лопе де Вега. Считается, что писатели недолюбливали друг друга и находились в натянутых отношениях. Во многом потому, что Сервантес оказался не слишком удачлив в написании театральных пьес, тогда как Лопе де Вега прославился тем, что мог создать подобные произведение за пару часов. Тем не менее оба признавали таланты оппонента и оба стали классиками испанской литературы. Каждый из них по-своему интерпретировал происходящие изменения в обществе и выразил особого рода протест против косности.

Мигель де Сервантес и Лопе де Вега
Фото: Real Academia de la Historia / Lazaro Galdiano Museum / Wikipedia / CC0
Мигель де Сервантес и Лопе де Вега

Лопе де Вега занимался не только драматургией, много времени он уделял работе над крупными прозаическими произведениями. Жанровая стилистика писателя разнообразна: так, его перу принадлежит прозаическая драма «Доротея», пасторальный роман «Аркадия». «Доротея» — последнее масштабное по объему произведение Лопе де Веги, хотя работу над книгой он начал еще в молодости. По сюжету юный и пылкий поэт Фернандо увлекается замужней Доротеей, которая затевает еще одну интрижку с богатым землевладельцем. Устав от двойной жизни неверной возлюбленной, Фернандо вызывает соперника на дуэль и ранит его. По мнению некоторых исследователей, в основу сюжета легли события из юности Лопе де Веги, когда-то страстно влюбившегося в актрису Елену Осерье и боровшегося за ее благосклонность, что подтверждают и найденные судебные протоколы. «Аркадия» — пример пасторального романа, жанра, пользовавшегося особой популярностью в Европе эпохи Ренессанса и барокко. Это традиционное описание любовных перипетий и подробностей частной жизни героев в пространстве идиллического пастушьего мира.

Литография из «Дон Кихота»
Фото: Transcendental Graphics / Getty Images
Литография из «Дон Кихота»

Сервантес тоже работал в жанре пасторального романа, например, в нем написан роман «Галатея», но это произведение осталось незамеченным широким кругом читателей. Неожиданно наибольшую славу писателю принесла написанная через несколько лет пародия на рыцарские романы «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Эта книга оказалась новаторским произведением «золотого века». Роман развенчивает самые разные клише о человеке «плаща и шпаги», высмеивает типичные сюжетные повороты произведений о бесстрашных идальго, совершающих невероятные подвиги. Безумный дворянин пытается соответствовать высоким идеалам рыцарства, но сталкивается с суровой реальностью, в которой его благородство выглядит нелепо и смешно. В «Дон Кихоте» Сервантес начинает реформу испанского языка, отказывается от устоев доведенной до неестественного совершенства литературной речи той эпохи, вводит в произведение пословицы и простоватые диалоги.

Говоря об успехе «Дон Кихота», стоит учитывать, как книга и образ главного героя — благородного человека, верно следующего внутренним убеждениям, — вошла в мировую литературу. О невероятной популярности и востребованности сюжета свидетельствует и тот факт, что еще при жизни Сервантеса был написан поддельный второй том «Дон Кихота». Некий Алонсо Фернандес де Авельянеда пытался повторить успех романа Сервантеса. Позже исследователи раскрыли реальное имя автора фальшивого тома — им оказался доминиканский монах, горячий поклонник Лопе де Веги, литературного оппонента Сервантеса. Также критики считают, что благородный чудак Сервантеса стал важным культурным архетипом, как Гамлет и Фауст — черты Дон Кихота можно заметить, например, в князе Мышкине в «Идиоте» Федора Достоевского. 

Выставка «Испанская коллекция. Из собрания российских музеев» проходит в ГМИИ имени Пушкина до 4 февраля 2024 года. 

Автор: Ирина Фирсова