Роман Полански, российское женское кино и сериал «Волшебный участок» про борющихся с нечистью полицейских. Что смотреть в ноябре
Прощание с XX веком у Романа Полански, кино российских дебютанток о сестринстве и материнстве и полицейские, изгоняющие героев сказок. «Сноб» выбрал самые интересные проекты конца осени
Блокбастеры
Французская «Катастрофа» (9 ноября) рефлексирует на тему экологического кризиса. По всей планете начинают идти кислотные дожди, разъедающие даже железо и бетон. Подросток Сельма (Пейшнс Мюнхенбах) учится в загородной школе. Туда спасать девушку от надвигающегося циклона едут ее разведенные родители, но особого плана у них нет.
Мишель Гондри, автор мирового хита «Вечное сияние чистого разума» (2004), снял ироничную комедию «Книга решений» (16 ноября). По сюжету невротичный режиссер Марк (Пьер Нинэ) сбегает от продюсеров и напарника-предателя в деревню, чтобы лично доделать монтаж картины и доснять пару кадров. В этом ему помогают друзья и коллеги, с каждым днем теряющие терпение от выходок художника-сумасброда.
Фестивальные хиты
Драму «Следующая жертва» (2 ноября) показали в прошлом году в программе Недели критики Каннского кинофестиваля. Фильм обнажает скрытую сторону южно-корейского (и мирового) капитализма, доводящего людей до суицида. Девушка Со-хи (Ким Щи-ын) учится в старшей школе. Все ученики обязаны проходить оплачиваемую практику, отказаться от нее нельзя. Со-хи достается место за телефоном в кол-центре техподдержки огромной фирмы, которую показатели успеха заботят намного больше, чем психологическое состояние сотрудников.
«Как заниматься сексом» (9 ноября) — победитель программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2023 года. Дебютантка Молли Мэннинг Уокер показала отдых школьной выпускницы Тары (Миа Маккенна-Брюс) и ее двух подруг на Крите: сразу по приезде девочки выпивают и знакомятся с соседями, такими же разгоряченными тусовщиками. Тара — девственница, ей хочется лишиться невинности, только она боится негативного первого опыта.
Классик мирового кино Роман Полански вернулся со скандальным «Дворцом» (23 ноября) и показал средний палец общественному вкусу, манерам и нормам приличия. 1999 год, канун нового тысячелетия, в элитный отель съезжаются знаменитости и богачи, чтобы к назначенному часу положить в рот черную икру и опрокинуть бокал игристого. Красивая картинка в стиле «Великого Гэтсби» Полански не интересует, он окунает привилегированный класс в поток их же выделений.
Российское кино
«Привет, мама» (2 ноября) — дебют Или Малаховой и редкий российский фильм, который в этом году показали на международных кинофестивалях, а именно — на смотре в Сан-Себастьяне. Работница кол-центра аэропорта Пулково Кира (Дарья Савельева) встречается с любовниками, живет в «панельке» с сестрой Верой (Аглая Тарасова) и ее дочерьми. Женщины пытаются построить личную жизнь и как-то заработать денег, но перед ними стоит и более трудная задача: нужно продать квартиру исчезнувшей год назад матери, с которой у них были очень сложные отношения.
«Край надломленной луны» (2 ноября) — победитель программы российского кино Московского международного кинофестиваля 2023 года. Дебютантка Светлана Самошина реализовала сценарий Наталии Мещаниновой («Сердце мира») о типичных семейных трагедиях в России. Подросток Соня (Маша Лобанова) убегает из дома, узнав, что ее мать соврала о смерти отца. Мать и старшая сестра Саша (Анна Шепелева) обнаруживают Соню на старой даче, где наконец-то находят время для долгого разговора.
В мистической комедии «Ниша» (16 ноября) Вячеслав (Владимир Свирский) бросает работу сборщика мебели, увлекается теорией биоэнергии и становится медиумом. Одновременно с этим мужчине и его жене Маше (Елена Николаева), художнице по коврам, начинает сниться один и тот же осознанный сон. Слава верит, что благодаря образованию инженера он сможет разгадать его тайну.
Лучшее из прошлого
В 1951 году «Расёмон» (2 ноября) Акиры Куросавы открыл миру японский кинематограф и сделал своего создателя одним из самых влиятельных и важных режиссеров в мире. Куросава экранизировал рассказ символиста Рюноскэ Акутагавы «В чаще»: Япония XI века, в лесу произошло убийство самурая, на суде обвиняемый разбойник, жена погибшего, шаман и дровосек рассказывают свои версии преступления, и все они противоречат друг другу.
Швед Рубен Эстлунд — двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» Канн, один из ведущих режиссеров современности. Его «Форс-мажор» (16 ноября) победил во второстепенном смотре «Особый взгляд»: по сюжету обеспеченная семья отправляется в альпийские горы, где случается личная катастрофа. Во время их обеда на веранде сходит контролируемая лавина, отец сбегает из-за стола, оставив жену одну с детьми — такой трусости мужчине никто простить не может.
«Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (30 ноября) — одна из главных интеллектуальных картин 2010-х годов, за нее шведа Роя Андерссона наградили «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля. По сюжету фильма экзистенциальный конец света уже наступил, духовно все люди мертвы, но по привычке продолжают двигаться. Через все 39 сцен о мире в депрессии проходит и их объединяет пара пожилых коммивояжеров, продающих аксессуары для праздников и вечеринок.
Новое в онлайн-кинотеатрах
В «Абсолютном зле» (6 ноября) показаны обыденные ужасы закрытых школ-интернатов. 1950-е, шведского подростка Эрика (Исак Калмрот) все считают изгоем общества: из-за домашнего абьюза мальчик стал плохо себя вести. Его отправляют на перевоспитание в заведение Стернсберг, известное особо жесткой дисциплиной. На новом месте Эрик оказывается в еще большей атмосфере насилия, его единственная отдушина — влюбленность в работающую на кухне Марию (Теа Софи Лох Несс).
Российские кинематографисты в последние годы налегли на фольклор, «Волшебный участок» (9 ноября) — полицейская сказочная комедия. Бывший страж закона Леха (Николай Наумов) выходит из запоя, чтобы позаботиться о дочери своей сестры Кати (Мария Ахметзянова), страдающей смертельной болезнью. Мужчина возвращается на службу, только теперь ему предстоит ловить магических преступников — Змея Горыныча, Бабу-ягу и прочую нечисть.
Автор: Дмитрий Елагин