Вечная весна в одиночной камере. Что такое сибирский панк
9 мая 1991 года не стало певицы Янки Дягилевой: при загадочных обстоятельствах она пропала в лесу под Новосибирском. Кинематографист Владимир Козлов называет этот день последним в истории сибирского панка. Что это за музыкальное направление — в карточках «Сноба»
Как появился сибирский панк
Экспансия традиционного британского панка на советское пространство случилась в самом конце 1970-х (яркий пример — творчество группы «Автоматические удовлетворители»), а до Сибири течение дошло спустя еще пару лет. На становление жанра в Новосибирске и Омске главным образом повлиял Егор Летов — культовый музыкант, известный как лидер группы «Гражданская оборона». Он лично принимал участие в записи большинства альбомов сибпанка, так как владел домашней музыкальной студией. Члены множества коллективов (например, «Коммунизма» или «Посева»), созданных Летовым или работавших с ним, впоследствии начинали собственную творческую деятельность, тем самым продолжая традицию жанра. Сибирский панк в Тюмени, в свою очередь, оформился под влиянием Романа Неумоева и его группы «Инструкция по выживанию». Своя традиция «шаманского» рока появилась также в Барнауле благодаря музыканту Александру Подорожному.
Чем отличается его звучание
Хотя сибирский панк является устоявшимся термином, нельзя сказать, что у этого направления есть какие-либо конкретные жанровые рамки. Очень часто к нему относят непохожие друг на друга песни в стиле хардкор, индастриал, нью-вейв или психоделический рок. Музыкально сближает все эти треки лишь особое «грязное» звучание: электрогитары сильно перегружены, слышны посторонние шумы, а вокальные партии записаны нарочито плохо. Впрочем, такой стилистикой рокеры обязаны в первую очередь некачественной аппаратуре. В отличие от традиционного панка, в его сибирском варианте большое значение уделяется текстам, в то время как внешняя атрибутика почти не играет роли.
Поэтика и идеология
Главным поэтом сибирского панка называют Егора Летова. Его творчество посвящено столкновению «природы и цивилизации», «вечному бунту духа», о котором сам поэт иногда говорил напрямую (как в песне «Я всегда буду против»). По мнению литературоведов, в его текстах присутствует «воинствующий дух кардинального, революционного преображения мира, неприятие обывательских ценностей и быта», выраженные через постфутуристический абсурдистский язык.
Тексты Летова отличает некоторая «грузность»: мало того, что они сами по себе длинные (как, например, десятиминутное «Русское поле экспериментов»), образы в них почти всегда сложносочиненные и отсылают к мировой культуре, литературе и философии. Как отмечают филологи, особая «сибирская сущность» этих произведений заключается в тяготении к фольклору и почвенничеству, а также в жесткости, нигилизме и пренебрежительном отношении к человеку как таковому.
В подобной радикальности Летову ничем не уступала Янка Дягилева. Исследователи творчества последней отмечали глубокую погруженность ее лирической героини в состояние «кризиса» и «психоза». В отличие от стихотворений Летова, которые на бумаге воспринимаются почти так же, как на слух, тексты Янки рекомендуют именно слушать, потому что ее исполнение «разворачивает серый быт», описанный в «бумажной» версии песни, и меняет восприятие написанного за счет «надрыва» и «драйва», с которым поэтесса жила, писала и пела.
Влияние сибирского панка
К началу 1990-х звучание, изобретенное «Гражданской обороной», стало модным в московском андеграунде. Это заметно на примере творчества групп «Соломенные Еноты» и «Банда четырех» — основных продолжателей дела Летова в столице. Распространился жанр и дальше, на восток: в Улан-Удэ появился коллектив «Оргазм Нострадамуса», один из последних в России игравший уже изрядно утяжеленный сибирский панк. И хотя одно время групп такого рода по всей Сибири было не сосчитать, сегодня их почти не осталось.
Что послушать
Знакомство с сибирским панком можно начать с проектов «Гражданская оборона» и «Коммунизм» Егора Летова, «Черного Лукича» и сольного творчества Янки Дягилевой. Среди «тюменских» представителей направления обратить внимание стоит на «Инструкцию по выживанию».
Из менее известного — сибирский постпанк-проект «Промышленная Архитектура». В некоторых своих песнях они напоминают, скорее, «Звуки му», чем Летова и в целом звучат довольно экспериментально. Еще необычнее в рамках сибпанка выглядит «Закрытое предприятие» — синтипоп-коллектив, который, хотя и появился в Новосибирском андеграунде, тяготел к массовому звучанию.
Подготовил Егор Спесивцев