Министерство образования не обсуждает свои реформы с профессиональным сообществом, и это очень нагнетает ситуацию среди учителей и педагогов. Одно из нововведений министерства — НСУР, Национальная система учительского роста, которая пока вводится лишь в нескольких регионах.

Предполагается, что это программа для оценки квалификации педагогов. На самом деле учителям перед носом хотят повесить морковку, за которой они должны бежать. Но эта морковка — не повышение зарплаты, как следовало бы, а просто титул. Учителям говорят: мы вас постоянно будем проверять, а вы за это будете получать звания, например, «старший учитель» или «ведущий учитель». Все это высокопарно называется горизонтальной карьерой, при которой должность педагога сохраняется, но расширяются его полномочия и функции. Будет ли это сопровождаться ростом зарплаты, неясно: четко это нигде не проговаривается. Да и вообще, учителям в большинстве своем никакая горизонтальная или даже вертикальная карьера не нужна. Потому что реальная недостача учителей, завучей и директоров в стране позволяет любому человеку с педагогическим образованием стать и завучем, и директором. А большинство работников школы на самом деле к этому не стремятся: работа учителя предполагает не формальный рост, а постепенное накопление методических, технологических, психологических приемов и методик работы с детьми.

Идея «учительского роста» плоха и тем, что поневоле отвлекает учителей от работы. Так создается иллюзия, что государство внимательно следит за тем, что происходит в школах, а если качество образования падает, то виноваты в этом нерадивые учителя, которых надо еще больше проверять, экзаменовать и стращать. 

Учителя осваивают новый способ диалога с властью: если мне не платят за работу, я отказываюсь ее выполнять

Нам говорят: учителя плохие, заставим их расти над собой. Проблема в том, что проверить, куда растет учитель и как, невозможно, еще не придуман метод оценки качества его работы. Потому что учитель работает не в одиночку. Даже если какой-то педагог выпустил 20 учеников, которые стали докторами наук, никто не сможет доказать, что именно его работа привела к таких успехам выпускников, а не усилия родителей, окружения и всей школы в целом.

Учителей хотят заставить постоянно готовиться к экзаменам на пригодность, решать задачки-ситуации, но педагогика — не физика или математика. В социальных, гуманитарных науках не может быть единственного ответа. Как решать задачи аттестации, если все зависит от конкретного класса, конкретных обстоятельств, настроения детей и еще миллиона причин?

Аттестация НСУР предлагает снимать на видео один урок, чтобы эксперты смогли оценить, как ведет себя преподаватель. Но разве можно по одному уроку сделать выводы об учителе и его навыках? Чтобы оценить профессионализм, аттестация должна длиться не урок и даже не неделю, а месяцы. А саму аттестацию должны проводить не дяди и тети из министерства, а коллеги, понимающие и знающие детей, с которыми работает педагог.

Дети и их родители поначалу не заметят результат этих нововведений. Свои оценки школьники все равно получат. При этом учителя вместо обучения будут заняты бюрократией и аттестациями.

Учителя все чаще пишут Васильевой: «Мы к вам должны обратиться, хотя прекрасно понимаем, что ничего от вас не дождемся»

Когда учитель чувствует, что его не уважают, что он все время под прицелом, он начинает работать хуже. Учителя перестают верить в перемены. Никто уже не ждет от Комитета Госдумы по образованию или министра образования, что те вдруг сделают что-то хорошее и правильное. Об этом можно судить по тому, какие письма на change.org или «Демократоре» пишут учителя и родители. Они перестали говорить: «Уважаемая госпожа Васильева, помогите нам», — и все чаще пишут с другой интонацией: «Мы к вам должны обратиться, хотя прекрасно понимаем, что ничего от вас не дождемся».

Все больше учителей осваивают другой способ диалога — профессиональный: если мне не платят за работу, я отказываюсь ее выполнять. За последние годы к нему стали прибегать все чаще: когда региональная дума решает, что можно не доплачивать классным руководителям, учителя просто отказываются быть классными руководителями. И знаете, деньги в бюджете немедленно появляются.

Прямо сейчас в Курской области вдруг решили не платить председателям методических объединений, а это очень большая, тяжелая и серьезная работа с отчетностью. Учителя обсуждают отказ от работы. Уверен, им будет достаточно просто объявить о своих планах, чтобы дурное решение изменили в их пользу.

Но особенно здорово, когда учителям помогают родители. Потому что, в отличие от учителей, родители — люди свободные, не подчиненные чиновникам. Все их обращения в любые инстанции рассматриваются очень внимательно. А идеальный вариант — объединение усилий учителей и родителей в защиту школы. Что, кстати, уже начинает происходить.