Алексей Учитель: Говорили, что царь простоват. «Сноб» посмотрел «Матильду» с режиссером
Внимание, спойлеры!
Сергей Николаевич: В этом фильме много что не соответствует правде: корона Российской империи не падала на коронации, Матильда Кшесинская никогда не встречалась с Александрой Федоровной и так далее. Выходит, жанр вашего фильма — историческое фэнтези?
Алексей Учитель: Конечно, вымысел есть, но даже в такого рода фильмах, в которых есть доля авторской фантазии (под автором я подразумеваю не только себя), есть правда. Например, то, что Николай II сорок секунд лежал в обмороке на коронации — это факт. Я не вижу проблемы в неполном соответствии правде. Для меня важнее состояние человека. Падение короны для меня — символ ситуации, в которой оказался будущий царь. Встреча Александры Федоровны нигде не описана, но это не значит, что ее не могло быть. Мы не обманываем зрителей в тех сценах, которые изображают важные вехи истории: крушение поезда, в котором находилась царская семья, Ходынка, коронация, сцена приезда будущей царицы в Россию и так далее. Доля вымысла, которая касается происходившего в кулуарах, в целом не противоречит исторической правде.
Николаевич: Интересно, что в год столетия революции главным российским киногероем становится не человек с ружьем или человек в кепке, а царственная особа. Почему так получилось?
Учитель: Я ни секунды не думал про столетний юбилей революции, когда снимал «Матильду», правда! Мне сейчас абсолютно всерьез предлагают снять «Матильду-2», в которой действие бы разворачивалось в 2017 году с участием тех же героев. Но я обещаю, что этого делать не буду. Не потому, что боюсь, а потому что какие-то этапы жизни проходят, и возврат к ним невозможен.
Николаевич: Почему картина заканчивается сценой после Ходынки?
Учитель: Конечно, по логике истории отношений с Матильдой фильм должен был закончиться коронацией Николая II. Я решил сделать эту сцену с мостиком, что неправильно с точки зрения чистоты жанра. Но эта сцена — о том, что царь выбрал этот путь, который привел к известному всем результату.
Николаевич: Несмотря на то что фильм называется «Матильда», его главный герой — Николай II. Что вы почувствовали, погружаясь в его биографию, в обстоятельства, в которых он должен был принимать решения?
Учитель: После нескольких показов, которые были до старта проката, ко мне подходили разные люди и говорили, что относились к личности Николая II отрицательно, но после фильма поменяли мнение. Для меня это главное. Я не умею снимать кино про человека, которого я не люблю. Я должен любить и понимать героя, его слабости и недостатки. Лично мне фигура Николая, когда он был будущим императором, очень близка. Мне кажется, я хорошо понимаю его сомнения и метания. Некоторые говорили: «Почему он у вас какой-то простоватый? Это не царь!» По мне, это было главным его достоинством. Мне хотелось показать, что он, так же как и мы, умел переживать. Он чувствовал людей и умел выбирать себе окружение, чувствовал мировые общественные тенденции, ввел в обиход английский язык и поднял страну: в 1913 году Россия была первой по всем экономическим показателям в Европе и второй в мире. Да, реформы проводили разные люди, но собрал их Николай.
Николаевич: Главный актер фильма Ларс Айдингер выглядит значительно взрослее своего героя. Когда Николая II короновали, ему было 28 лет, но Ларс в кадре выглядит на свои сорок. Вас это не смущало?
Учитель: Когда мы начали съемки, Ларсу было 37 лет — некоторые параметры не сходились. Он еще и намного выше Николая. Но он был похож на царя лицом. К тому же усы и борода делают свое дело, и если вы посмотрите на фотографии царя в год коронации, то он вам не покажется совсем уж молодым. Но физическое попадание в образ для меня было не самым важным. На пробах Ларс показал нечто особенное. Наши актеры все-таки много знают о личности царя, а Ларс не знал ничего, но когда получил шанс сыграть его, то загорелся, перечитал много литературы и документов и показал царя в каком-то совершенно новом виде, продемонстрировал свежий взгляд. Я всегда на пробах прошу актеров дать мне их собственную трактовку сценария. У Айдингера я ни разу не почувствовал фальши. Хотя производство фильма было осложнено переозвучиванием роли (Николая II озвучил Максим Матвеев. — Прим. ред.). Мы потеряли уникальный голос Ларса, было безумно жалко терять его интонации. Но Матвеев справился.
Николаевич: Я знаю, что вы начали съемки, так и не утвердив никого на роль Матильды. Расскажите про актрису Михалину Ольшанску — как вы на нее вышли?
Учитель: У меня на каждой картине возникают проблемы с поиском актеров на главные роли. Так было с фильмом «Прогулка», когда в разгар работы мы буквально втащили в кадр никому не известную тогда Валентину Пегову. Тогда все получилось, и я с тех пор верю в то, что мне везет, главное — дождаться нужного момента. Для меня важно совпадение личностных характеристик актера с персонажем: если герой был сволочью, актер тоже должен быть сволочью в жизни. У меня была возможность утвердить одну актрису на роль Матильды до начала съемок, но моя интуиция говорила, что она не тот, кто нужен. Я наивно верил в то, что какие-то подвижки должны были произойти. Хотя эта вера ни на что не опиралась, кандидатов у меня не было, Кира Найтли не звонила. Но через неделю съемок позвонил директор Международного Варшавского кинофестиваля, с которым я давно был знаком, которого я расспрашивал об актрисах на роль Матильды накануне. Он наткнулся на выпускницу театрального вуза, когда смотрел чей-то дипломный спектакль. Надо сказать, что я долго искал героиню среди польских актрис, поэтому новость меня обрадовала.
Я обязательно проводил пробы актрис с Ларсом Айдингером, и он всегда мне посылал тот или иной взгляд, по которому я понимал, складывается у него контакт с партнершей, или нет. За пять минут работы с Михалиной он дал мне понять, что она идеальный партнер. И я всего через пять минут сказал ей, что готов утвердить ее на роль. Хотя до этого у нее была всего одна работа в кино. Работать с ней было непросто: Михалина — девушка с характером, что для талантливого человека естественно. В 14 лет она написала довольно толстую книгу в стиле девичьих дневниковых записей, которая стала бестселлером в Польше. Кроме того, она записала альбом русских песен, хотя она плохо знает русский язык. У нее необычная семья, папа композитор, мама певица.
Николаевич: А по каким-то личностным качествам она совпала с образом Матильды Кшесинской — по крайней мере в том, какой вы представляли себе балерину?
Учитель: Конечно. Поэтому я ее и выбрал.
Зрительница: Есть ли историческая правда в сцене, в которой у Кшесинской развязалась бретелька?
Учитель: Бретельки действительно подрезали, стекло в пуанты сыпали — это балетная правда. Было такое и с Кшесинской, но не в тот день, когда в театре присутствовал наследник престола.
Зритель: После работы над такими злободневными картинами, как «Дурак» и «Жить», которые отражают наше сегодняшнее время, вы перешли к другому жанру. Что стало причиной?
Учитель: Фильмы, которые вы перечислили, я не снимал, а продюсировал. А снял их режиссер Юрий Быков. Я в свое время заметил Юрия на актерском факультете ВГИКа. Однажды я видел студенческую работу и спросил у преподавателя этого студента: «Кто у тебя так плохо играет?» Он ответил, что учится, мол, такой Юрий Быков. Так получилось, что мы с Быковым позже поговорили, и он мне дал сценарий фильма «Жить». Оказалось, что он блестяще пишет, сценарное мастерство у него уже тогда было на высоком уровне, и раз от раза он лучше и лучше снимает. Он очень талантливый человек, рефлексирующий, не верящий иногда в себя. Продюсировать дебютные работы режиссера без режиссерского образования — это риск, но я с удовольствием это сделал. Что касается моих режиссерских работ, то мне пока еще интересно пробовать себя в самых разных качествах, жанрах и масштабах. В тот момент, когда я показал сценарий «Матильды» оператору Юрию Клименко, он грустно посмотрел на меня и сказал: «Наверное, мы это никогда не снимем». Потому что в России нет слаженного алгоритма съемки больших костюмных историй. Но мне повезло с талантливой командой.
Николаевич: Два месяца назад я пришел к вам на день рождения в московский филиал киностудии «Рок». Настроение у вас было плохое, потому что накануне в здание петербургский студии, где работал и ваш отец, были брошены бутылки с зажигательной смесью. Тогда судьба картины была непонятна, но вот мы все-таки сидим с вами на сцене и говорим о фильме, который в этом зале только что посмотрели девятьсот человек. Что вы можете сказать по поводу этих прошлых событий?
Учитель: Победа случилась благодаря участию в судьбе картины здравых людей. Но у этой победы есть горький привкус. Нас замучили. Но эти люди тоже одержали свою победу, мне кажется, и это самое ужасное. Смотрите: выходит фильм, ожидания колоссальные, но вдруг из эфиров федеральных каналов снимают огромные рекламные пакеты. Примерно десять дней рекламы «Матильды» по телевизору не было, более того, ни один телеканал не выпустил сюжет о премьере фильма, которая состоялась в Мариинском театре! Я не думаю, что это было сделано по указанию людей из правительства — наоборот, государство мне в этой истории очень помогало. Мне вовремя выдали удостоверение. Но рекламы и информационных выпусков про фильм, которые тоже являются важной частью пиар-кампании, нет. Вот, такое паритетное соглашение заключено между церковью и государством. Дело ведь не в Поклонской — я уверен, что дело в руководителях РПЦ. На днях на одном телеканале был запланирован получасовой эфир со мной в прайм-тайм, но незадолго до начала редактор позвонил мне, дрожащим голосом извинился и отменил мой приезд. И это за день до начала проката на двух тысячах экранов по всей стране! Людям ведь надо рассказать, с какого числа фильм начинает идти в кино. Вчера демонтировали 31 стенд с нашими афишами по всей Москве. Мне в этом видится попытка ограничить, сузить нашу аудиторию. Телереклама, например, нужна для привлечения старшей аудитории, которая выбирает, пойти в кино или лучше пивка дома попить. Так что фильм посмотрят не все, на кого мы рассчитывали.
Николаевич: Какое-то время назад вы говорили о телеверсии «Матильды».
Учитель: В ближайшее время фильм не будет показан по телевизору. Но я надеюсь, что через какое-то время телевизионная премьера будет, потому что это был решенный вопрос. Константину Эрнсту фильм нравится. Мы готовим четырехсерийную телеверсию, которая будет в два раза длиннее, чем фильм, в ней будут раскрыты линии многих второстепенных персонажей. К телеверсии есть интерес у многих зарубежных телеканалов. Скоро я лечу в Берлин, где стартует широкий прокат «Матильды». Фильм был дублирован, и в дубляже Ларс, наконец-то, озвучил сам себя. Кроме того, фильм покажут в Китае, Америке, Израиле.
Зрительница: Я в прошлом была балериной и заметила одну несостыковку: принцесса Аликс берет окровавленный пуант Матильды Кшесинской, но позже она кидает в бассейн с водой балетку.
Учитель: Это ошибка, каюсь, спасибо, что обратили на это внимание.
Николаевич: Как поменялась ваша жизнь после этого марафона? Стало у вас друзей больше или меньше?
Учитель: Думаю, осознание придет чуть позже. Сейчас я живу на какой-то инерции от производства фильма. Не только мне, нам всем надо подумать, как изменилась в последнее время наша жизнь. Почему церковь взяла на себя роль идеолога страны и пытается помимо бесед в храмах о добре, понимании и прощении внушать нам тот или иной образ мыслей и действий, почему существуют агрессивно настроенные православные организации. Я боюсь, что, глядя на то, что произошло с моей командой, некоторые режиссеры будут опасаться делать фильмы и спектакли, в сюжете которых есть фигура Николая II.