Ирина Горбачева: Тусовки – это не про дружбу
Репортажи с красных дорожек, секреты звезд и бесконечная, как колесо Сансары, «битва платьев» – русская селебрити-культура казалась намертво приросшим к земле булыжником. Эта окаменелость была бесконечно далека от мира, в котором Шайа Лабаф делает экстремальные перформансы, а Эмилия Кларк перешучивает ведущих вечерних шоу. А потом Ирина Горбачева небрежно поддела этот булыжник, и он покатился, подскакивая. Пока что она у нас такая одна – актриса, которая дистанцируется от образа дивы, музы и чаровницы. Более того, она вовсю потешается над этим образом в своих скетчах. Год назад все разговаривали шутками из ее инстаграма, люди из шоу-бизнеса бросились стирать блестки и надевать лица забавных, своих в доску ребят. По стопам Горбачевой пошла даже Пугачева, начав летом делать собственный скетч-сериал «Дамы с дюн». Пока все догоняли, Ира ушла далеко вперед, точнее, если можно так сказать, уплясала: после выдающейся работы в картине Бориса Хлебникова «Аритмия», победившей на «Кинотавре», она начала водить за собой толпы людей в наушниках, которые перемещаются по городу, танцуя. Для Горбачевой танцевать – значит жить. Пытаясь передать ту любовь, которую она чувствовала к своей работе в картине Хлебникова, она скажет: «Это был танец».
Как ты настраиваешься на предлагаемые режиссером обстоятельства, в которые надо вписать свою героиню? Катя из «Аритмии» чувствует горечь и разочарование от своего брака, не видит ответственности мужа.
Написанное в сценарии было созвучно тому, с чем я сталкивалась в жизни. Актер, конечно, может изобразить и то, чего ему не удавалось пережить, используя какие-то шаблоны, кальку, – мне же хотелось добавить кое-какие вещи от себя. Наверное, поэтому мы с Борей Хлебниковым и сошлись, он сказал, что я на пробах показывала вещи, которых не было у других. Боря интуит, как и Саша Яценко, как и я – нам не хочется разбирать вслух своих героев и рассказывать, что мы будем делать и как. Устно некоторые вещи трудно объяснить, потому что у тебя внутри своя химия, которая определяет мотивацию героя, попытки передать это словами заводят в тупик. Моя работа с Борей была впервые полностью, так сказать, по любви. Раньше я не верила в идиллию на съемочной площадке, не верила актерам, которые после съемок в кино говорили: «Было так классно! Мы придумывали свой мир!»
Ты всегда уверена в том, что делаешь свою работу правильно, или приходишь к идеальным решениям через сомнения?
Если ты всегда уверен в том, что все делаешь правильно, для чего тогда режиссер? Необходимо оставлять в своей работе место для главного художника, чтобы он мог подойти и сказать: «Ребят, вы сейчас вообще не туда пошли, вы сейчас совсем друг друга не слышите», – хотя тебе в этот момент может казаться, что все идет классно. Сомнения – органичная часть работы.
Как часто ты соглашалась работать в проектах, которые сама считала плохими?
До определенного момента артисту надо где-то руку набивать. Допустим, снимаешься в каком-нибудь сериале и понимаешь: это не то, что хотел, зато, возможно, тебя запомнит кастинг-директор и потом даст работу получше. Если все время ждать популярности, можно сойти с ума. До определенного момента надо спокойно к своему послужному списку относиться – до тех пор пока тебя не позовут наконец в крутой проект. У меня, кстати, никогда не было никаких желаний и ожиданий, связанных с профессией. Я поступала в институт без какой-то мечты о большой карьере, а просто чтобы получить высшее образование. Я часто думала о том, что мне вообще не судьба сниматься в кино или попасть в хороший театр, думала, что учеба закончится и я буду заниматься чем-то другим. Когда была студенткой, я старалась не халтурить, даже когда снималась в откровенно дерьмовых сериалах.
А сейчас, например, если к тебе в гости придет Сарик Андреасян, поставит на диван сумку денег и скажет: «Зову!» – что ответишь?
Да мне все равно, с чем он придет, я же не из-за денег актером работаю.
Деньги – это свобода.
Сейчас у меня есть некоторая материальная свобода, но я не мечтаю жить в роскоши, мне очень важны идеи, которые исходят от человека, и его чувство вкуса. Когда уже приобретаешь свое лицо, надо его сохранять.
Что поменялось в жизни, когда ты стала частью селебрити-культуры?
Когда можно не идти на тусовку, я не иду, потому что для меня это стресс. Это не истории про дружбу.