Заморозить себя — значит заключить свой ум в ловушку
Лучшие умы человечества в разное время пытались найти чудесное средство от смерти. Опираясь на буддийские практики и другие философские учения, я считаю, что в этом нет смысла, потому что убежать от смерти невозможно. Единственное постоянное в этом мире — непостоянство: день сменяется ночью, лето сменяется зимой, а жизнь — смертью. Это природа, против которой невозможно идти.
Я не хотела бы, чтобы мое тело подвергали криоконсервации. Я отношусь к своему телу как к временному пристанищу — стараюсь о нем заботиться, потому что оно является носителем сознания, своеобразной повозкой. Управляет ей наездник — ум, но если повозка неисправна, ему будет тяжело двигаться. (В скобках хочу отметить, что здоровое тело не всегда означает здоровый дух: бывают физически здоровые убийцы. А есть Стивен Хокинг, который прикован к инвалидному креслу, но при этом является величайшим светилом науки.)
Заморозить себя — значит заключить свой ум в ловушку, вместо того чтобы следовать за естественными циклами природы. Когда мое тело состарится и станет бесполезным, я предпочту закончить жизненный цикл и естественным образом перейти к другому.
Было чувство, что я вернулась домой, в безграничное вневременное сияющее пространство, а мой разум на какое-то время стал свободным. Там не было места страхам
В детстве родители часто брали меня на похороны: у нас было много родственников, время от времени кто-то умирал. Я никогда не плакала и не боялась умерших, даже по-хозяйски пыталась позаботиться о покойнике, поправить его одежду. Взрослых это очень удивляло, а я не понимала, почему они беспокоятся. Много позже я поняла, что с философскими идеями и практиками, касающимися смерти, я, скорее всего, была знакома в прошлых жизнях. Очевидно, они перенеслись в эту жизнь, поэтому-то мне и не было страшно в детстве.
Конечно, я не на том уровне развития, чтобы совсем ничего не бояться: если бы передо мной появилась внезапно, например, ядовитая змея, я бы обомлела от страха. Инстинкт самосохранения — нормальная реакция человеческого тела как биологического механизма. Но сейчас смерти я не боюсь, потому что знаю, что буду делать в момент умирания.
В 1993 году я вместе с еще 700 участниками попала на курс величайшего мастера медитации современности — буддийского ламы Оле Нидала. Мы прошли через описанный в Тибетской книге мертвых опыт медитации Пхова — практику осознанного умирания, которая передается из уст в уста от учителя к ученику. (Подробнее обо всем этом можно прочитать в «Книге надежды: как освободиться от страха смерти»). Это дало мне потрясающее ощущение свободы и духовного подъема. Когда одновременно такое больше число людей освобождается от страха смерти, энергия, которая раньше была законсервирована этим страхом, выходит наружу. Было чувство, что я вернулась домой, в безграничное вневременное сияющее пространство, а мой разум на какое-то время стал свободным. Там не было места страхам. Это невероятно счастливое переживание. Когда придет время, я смогу управлять процессом своей смерти. Благодаря практике буддийской медитации я могу философски относиться к уходу из жизни и даже помогать другим людям более осознанно проходить этот путь в новую, лучшую жизнь.