Гарь, снег, смерть. Репортаж с места крушения Ан-148
Самолет Москва — Орск разбился 11 февраля в районе села Степановское Московской области, погиб 71 человек. Корреспондент «Сноба» побывал на месте катастрофы
В свой третий за день рейс Ан-148 «Саратовских авиалиний» отправлялся с задержкой в двадцать четыре минуты — в 14:24. Предположительно из-за спешки командир экипажа Валерий Губанов отказался от противообледенительной обработки — это процедура платная и необязательная при действовавшем на тот момент прогнозе погоды. Взлет произошел в 14:24 по московскому времени и проходил в условиях сильного снегопада и десятибалльной, то есть максимальной облачности. Через три минуты после вылета из Домодедово, находясь на высоте 1800 метров, самолет пропал с радаров и перестал отвечать на запросы. Диспетчеры просили экипаж другого самолета обратить внимание на место, где пропал Ан-148. Летчики ничего не увидели: видимость составляла 25 метров.
Жители села Степановское в момент падения Ан-148 слышали гул и грохот, видели взрывы и высокий столб огня. Момент удара самолета о землю попал на камеры наблюдения, установленные в частном доме на окраине села. Из-за сильного снега на видео заметен лишь яркий всполох.
Фото: «Сноб»
Фото: «Сноб»
Фото: «Сноб»
Фото: Дмитрий Савченко/«Сноб»
Фото: Дмитрий Савченко/«Сноб»
По некоторым данным, сразу после взлета борт сообщил о неполадках и запросил аварийную посадку в аэропорту Жуковский. В контрольно-диспетчерской службе Жуковского эту информацию «Снобу» не подтвердили. Сейчас рассматривается несколько версий произошедшего, в том числе обледенение фюзеляжа, взрыв на борту и человеческий фактор. Впрочем, эксперты отмечают, что при обледенении самолет заваливается на крыло сразу после взлета, как в случае с катастрофой ATR-72 под Тюменью. Специалисты ФСБ продолжают отрабатывать версию теракта, но следов взрывчатки на исследованных фрагментах самолета пока не нашли. Также сообщается, что двигатели воздушного судна работали до столкновения с землей, что опровергаеттеорию о разрушении самолета в воздухе. Спасатели уже обнаружили один из двух черных ящиков, действия пилотов изучат после расшифровки обоих самописцев.
Через полчаса после катастрофы новость о том, что в окрестностях села Степановское Раменского района предположительно упал самолет, появилась в СМИ. В это же время в Степановском появились первые спасатели — из близлежащих подмосковных городов. По словам местных жителей, машины МЧС увязли в снегу за несколько сотен метров до места катастрофы и сотрудникам службы пришлось добираться туда пешком по полуметровым сугробам. Следующие несколько часов к полю на окраине села стягивали спецтехнику и машины спасательных служб. Туда же приехали представители Следственного комитета, ФСБ и высокие чиновники. Продолжалась сильная метель.
К 16:00 мск в аэропорту Орска собрались родственники и знакомые погибших — почти все пассажиры были жителями Оренбургской области. Через час начальник аэропорта Сергей Сухарев официально объявил им, что самолет с 65 пассажирами и 6 членами экипажа разбился, живых нет.
К шести вечера въезд в Степановское со стороны Новорязанского шоссе был закрыт для всех, кроме служебных автомобилей — его охраняли несколько экипажей ДПС. На дороге по направлению к селу образовалась пробка. Корреспондент «Сноба» добирался до центра села на автобусе МЧС. Спасатели оказались людьми неразговорчивыми. Многим из них пришлось выйти на работу в свой выходной. «Найди себе работу, с которой ты сможешь отпрашиваться и где будет приличный оклад. Мне все надоело», — один из сотрудников МЧС с минуту перечитывал пришедшее SMS, а затем выключил телефон, так ничего и не ответив.
Фото: «Сноб»
Фото: «Сноб»
Фото: «Сноб»
В центре села, около закрытого магазина «Продукты-24», стояли несколько десятков журналистов и местных жителей. Там был организован еще один блокпост — как и на большинстве других дорог в двухкилометровой зоне вокруг места места крушения. Журналистов в эту зону не пускали. К полю, где произошла катастрофа, корреспондента «Сноба» и еще нескольких журналистов провел местный житель. Дорога в обход заняла около двух часов.
Самолет упал в нескольких сотнях метров от крайних жилых домов, у лесополосы, граничащей с полем. Там разбит спасательный штаб — несколько десятков грузовиков и другой техники, палатки. К десяти часам вечера спасатели сумели расчистить от снега несколько небольших площадок — это примерно 30 процентов территории, покрытой обломками. По «большому» периметру ходили несколько групп спасателей с фонарями и черными пакетами — в них собирают фрагменты тел для проведения генетической экспертизы. Все было засыпано снегом, но, несмотря на это, в воздухе стоял сильный запах гари. Время от времени черные пакеты увозили желтые микроавтобусы «Медицины катастроф».
Эпицентр крушения находится в сотне метров на юго-запад от временного штаба МЧС. Там обломками усыпан каждый метр поля. К десяти вечера воскресенья спасатели до этого места не дошли. Корреспондент «Сноба» провел там около получаса, прежде чем его задержали сотрудники полиции.
Спасатели планируют закончить поисковые работы в течение недели.