Кадр из фильма «Брагино»
Кадр из фильма «Брагино»

«Брагино»

Клемент Кожитор, три года назад снявший игровой фильм «Ни на небе, ни на земле» — мистическую драму о французских военных в Афганистане, — теперь отправился на берега Енисея, где реальность оказалась более странной и насыщенной символами, чем любая фантазия. «Брагино», будучи документальной картиной, настолько напоминает притчу, что режиссера хочется заподозрить в изощренной мистификации. Главные герои фильма, Брагины, живут в глухой тайге, куда можно добраться только по реке или на вертолете, и враждуют с поселившейся рядом семьей Килиных. Причины вражды не совсем понятны: судя по всему, главная вина соседей заключается в том, что они чужие. Представители двух кланов, разделенных рекой и высокими заборами, практически не видятся и оттого особенно охотно рассказывают друг про друга небылицы. А поскольку режиссер живет у Брагиных, снимая главным образом их семью, зритель вслед за ними начинает воспринимать Килиных как абстрактное и безликое воплощение врага, коварного и готового на любые подлости. Правда, в тайге есть нейтральная полоса — песчаный остров, где садятся вертолеты и где вместе играют светловолосые дети из обеих семей, пытаясь построить какое-то свое общество. Вот только кажется, что даже там того и гляди начнется «Повелитель мух».

Кадр из фильма «Война снайпера»
Кадр из фильма «Война снайпера»

«Война снайпера»

История сербского снайпера Деяна Берича по прозвищу Деки, который уже четыре года сражается за ДНР, не в силах забыть войну в Югославии, на которую сбежал из дома в семнадцать лет. Этот тихий интеллигентный человек, играющий в настольный футбол с ребятами из детского дома и скучающий по сыну, который остался на родине, искренне расстраивается, когда режиссер Оля Шектер говорит, что многие считают его убийцей и фашистом. Деки бродит по экрану в лохматом камуфляже, выцеливает невидимых нам и оттого не совсем существующих врагов, переписывается со своим главным противником — украинским снайпером, называющим себя Богом и стреляющим пулями «дум-дум», и очень откровенно рассказывает о своей жизни: о матери-алкоголичке, о всегда отсутствовавшем отце и о бывшей жене, которую по-прежнему любит, но с которой не может жить вместе. Только когда Деян настойчиво повторяет, будто не испытывает никаких чувств, убивая людей, возникает ощущение, что он все-таки не до конца искренен. Или, может быть, в это просто не хочется верить, глядя на печального человека, который не может никуда уехать с войны, идущей в его душе.

Кадр из фильма «За пределом»
Кадр из фильма «За пределом»

«За пределом»

Марта Прус, режиссер из Польши, исследует разноцветный и жестокий мир художественной гимнастики, рисуя портрет Маргариты Мамун, готовящейся к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Российская спортсменка, отец которой родился в Бангладеш, тренируется до седьмого пота, болтает с подружками, ездит домой, чтобы отпраздновать день рожденья, общается по скайпу с женихом и все время находится под жестким прессингом тренеров — Амины Зариповой и Ирины Винер, наставницы сборной. Те, кажется, постоянно чем-то недовольны, но, если Зарипова готова, если нужно, обнять и утешить свою подопечную, то Винер категорически против всех этих ласк и даже в минуты триумфа начинает рассказывать Маргарите, где она допустила ошибку. А когда Мамун узнает, что ее папа умирает от рака, Ирина Александровна требует, чтобы она показала свою трагедию в танце, — и в этот момент даже Амина Зарипова, кажется, не верит своим ушам. Финал этой истории, в общем, известен: Маргарита Мамун становится олимпийской чемпионкой и в том же году уходит из спорта. Причем еще неизвестно, что из этого является настоящим хеппи-эндом.

Кадр из фильма «Когда бог спит»
Кадр из фильма «Когда бог спит»

«Когда бог спит»

Шахин Наджафи уже несколько лет живет в Германии: иранский музыкант и рэпер решил не возвращаться на родину, узнав, что там его приговорили к трем годам тюрьмы, сотне ударов плетью и штрафу в миллион туманов. А еще через некоторое время мулла из города Кум издал в отношении него фетву смерти: Шахин якобы оскорбил десятого имама шиитов и изобразил на обложке своего альбома купол мечети в виде женской груди. Теперь музыкант старается не выходить в одиночку на улицу и внимательно осматривает машину, прежде чем туда сесть, — под ней вполне может оказаться бомба. Однако вести жизнь затворника Шахин не может: он должен выступать, пусть даже его музыканты уходят из группы прямо накануне концерта — они тоже опасаются за свою жизнь. Ко всему прочему его угораздило влюбиться в персидскую красавицу Лейли, внучку Мехди Базаргана, бывшего премьер-министра Ирана, в 1979-м назначенного на этот пост аятоллой Хомейни. Роман принцессы и трубадура, объявленного вне закона, был, казалось, обречен с самого начала, однако, вопреки всему, они по-прежнему вместе. Родители Лейли, конечно, против ее связи с безбожником и анархистом, однако Шахин вовсе не выступает против бога: он просто ждет, когда тот наконец проснется и сделает хоть что-нибудь для людей, ищущих любви и свободы.

Кадр из фильма «Волк и семеро козлят»
Кадр из фильма «Волк и семеро козлят»

«Волк и семеро козлят»

Странный и болезненный фильм Елены Гуткиной и Генриха Игнатова об отце с сыном, которые вдвоем живут в доме на краю леса. Оператор снимает происходящее со странного ракурса, словно держит камеру на уровне пояса, и нам видны главным образом руки, которые постоянно что-то теребят и трогают, с механической регулярностью воспроизводя одни и те же движения. За кадром при этом звучит голос, как будто не совсем человеческий: он раз за разом повторяет реплики, в которых с большим трудом угадывается какой-то смысл. Юноша серьезно болен, но когда нам наконец показывают его лицо, красивое и печальное, он кажется заколдованным принцем, капризом злого волшебника заброшенным в эту унылую сторожку. Его отец давно уже на грани нервного срыва: он ругается на придурка-сына, угрожает его убить, а потом покончить с собой, но, когда наступает ночь, снова начинает рассказывать больному и нервному ребенку бесконечную сказку о волке, семерых козлятах и их маме, которая куда-то ушла.

Кадр из фильма «Вай-фай на площади»
Кадр из фильма «Вай-фай на площади»

«Вай-фай на площади»

Оперная певица Мария Долорес Гарсия по вечерам выступает на центральной площади кубинского городка Сан-Антонио-де-лос-Баньос: люди больше не ходят в театр, предпочитая собираться в единственном месте, где есть бесплатный вай-фай. Поэтому она поет теперь здесь, в надежде, что ее хоть кто-нибудь услышит. Однако никто, кажется, не обращает на Марию внимания: все сидят, уткнувшись в свои смартфоны, странным светом озаряющие их лица, и словно не замечают, как над ними в теплом и влажном вечернем воздухе плывет бессмертная Ave Maria.

Кадр из фильма «О, брат осьминог!»
Кадр из фильма «О, брат осьминог!»

«О, брат осьминог!»

Морские кочевники Индонезии живут в какой-то параллельной вселенной: они отправляют странные ритуалы, чтобы задобрить обитателей глубин, и, погружаясь в воду, достают оттуда невозможных в нашем мире созданий — с торчащими иглами, гибкими щупальцами и облаками чернил, которые густо клубятся, поднимаясь к поверхности. Рыбаки верят, что у каждого младенца сразу после рождения появляется близнец-осьминог, поэтому головоногих нельзя убивать и есть, иначе на преступников разгневается гигантский осьминог. Но табу нарушено, мертвый моллюск шлепается на весы, ребенок убегает, зажав в кулаке деньги, а над морем уже поднимается огромный спрут — город Джакарта с его небоскребами и трущобами, торговыми центрами и свалками, на которых, если очень повезет, можно найти что-нибудь ценное. Ворота в параллельный мир исчезают: море оборачивается кучами мусора, жители глубин становятся пластиковыми рыбами. Остается только умолять осьминога о прощении, но нужных для этого слов почти никто уже не помнит.

Кадр из фильма «Теперь мир мой»
Кадр из фильма «Теперь мир мой»

«Теперь мир мой»

Режиссер Энн Орэн, родившаяся в Тель-Авиве, но живущая теперь в Нью-Йорке и Берлине, переодевается в Мику Хацунэ, виртуальную певицу в бирюзовом парике, и отправляется в Токио, чтобы погрузиться в гипнотический мир косплея. Путешествие напоминает сон, причем, кажется, тоже синтезированный кем-то на компьютере: по дороге ей попадаются персонажи в безумных костюмах, мультяшные кафе со странными играми и магазины с куклами, так похожими на окружающих Энн (в этом сне ее, впрочем, зовут М) людей. Хироманты, психоаналитики, коллеги-косплейщики — с их помощью героиня пытается разобраться в своем внутреннем мире, но в этой вселенной, где почти отсутствует грань между реальностью и фантазией, гораздо проще потерять себя, чем найти свою идентичность. Окружающие видят в ней только Мику Хацунэ, и даже слова, которые она произносит за кадром, — всего лишь тексты песен вокалоида с длинными бирюзовыми волосами.

Кадр из фильма «Прах»
Кадр из фильма «Прах»

«Прах»

Простой и безнадежный фильм о посмертной судьбе человека и окружавших его при жизни вещей. Тело в черном пластиковом мешке отправляется в морг, письма, счета и фотографии исчезают в шредере, неказистую мебель продают на аукционе в светлом зале с гербами и распятием на стене. Когда гроб зарывают в землю, квартиру дезинфицируют, а ненужный хлам вывозят на свалку, от человека больше не остается ничего. Взгляд польского режиссера Якуба Радея кажется холодным и отстраненным — словно бы уже из другого мира, где больше нет места чувствам и эмоциям.

«Я все еще здесь»
«Я все еще здесь»

«Я все еще здесь»

Полная любви и тихой нежности история матери и сына, рассказанная чилийским режиссером Таной Гилберт. У Джулии, отказывающейся верить, что ее дети давно вышли на пенсию, склеротический румянец и выцветшие от старости глаза. У Джонни — седая щетина и тоже, кажется, какие-то проблемы — слишком уж часто он моргает и дергает ртом, словно вспоминая что-то важное. Он расчесывает ее поредевшие волосы, выдает по утрам таблетки и за руку выводит гулять. И когда они доходят до детской площадки, мама садится на лавочку, а пожилой сын качается на качелях и запускает в воздух бумажного змея — все, как раньше, и ничего не изменилось, и он, как раньше, кричит: «Мама, посмотри!»