Фото из личного архива Таус Сергановой
Фото из личного архива Таус Сергановой

Бытует мнение, что чеченские женщины чуть ли не самые бесправные на всем Кавказе. Так ли это?

Это стереотип. В конце 80-х — начале 90-х молодые образованные женщины принимали активное участие в социальных и политических реформах. Если в СССР они могли реализоваться в идеологической, партийной сфере, то в перестройку женщины начали строить карьеру в других сферах и заниматься наукой. Кстати, в этот период в Чечне на телевидении велись дискуссии, может ли женщина работать или ее предназначение — хранить домашний очаг и воспитывать детей. Мужчины в большинстве своем склонялись к последнему. Я же считала и считаю, что женщина, которая все время сидит в четырех стенах, не сможет дать детям хорошего воспитания. Времена меняются, с развитием технологий у женщины появляется больше свободного времени, которое она может потратить не только на воспитание детей, но и на самообразование и социальную активность. И редко кто тогда мог цыкнуть: «Молчи, женщина, не лезь в мужской разговор». В общественной и политической жизни женщины участвовали наравне с мужчинами.

Как на положение чеченок в обществе повлияли две войны?

В тот период семью вытягивала женщина: она торговала, пыталась защитить мужчину, когда его задерживали или похищали (тогда он мог подвергнуться репрессиям только из-за того, что он мужчина и чеченец — неважно, держал он оружие в руках или нет). Женщинам пришлось взять на себя несвойственные им функции.

Когда наступило мирное время, мужчинам не очень понравилось, что женщина стала хозяйкой положения. В это время чувствовалось стремление властных структур задвинуть женщин обратно: ну, да, содержала и защищала семью, теперь возвращайся на кухню.

А как обстоят дела у чеченских женщин сейчас?

Многие считают, что наши женщины — существа бесправные, пассивные, лишенные всяких стремлений. Но чеченки свободнее остальных кавказских женщин. Дочь — это цветок, который лелеют отец и братья. У нас существует кровная месть. Так вот, за оскорбление мужчины поплатится один мужчина, а за оскорбление женщины — двое. То есть ценность женщины выше. Мнение женщины учитывается в решении важных семейных вопросов. В Чечне девушку не выдают замуж против ее воли. Кража невест с некоторых пор запрещена законодательно: штрафы очень высоки. Кроме того, это оскорбление девушки и ее семьи. За девушкой приезжают родственники и спрашивают, была ли она украдена против ее воли? Если она ответит утвердительно, ее забирают домой, а похитителя наказывают.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

В Чечне практикуются так называемые «убийства чести» — когда женщину убивает родственник-мужчина за «аморальное поведение»?

За мою долгую жизнь я помню всего два подобных случая, и то это произошло очень давно. Все-таки убийства чести — больше о Дагестане. Люди несведущие думают, что если кто-то сказал семье, что вот, ваша дочь гулящая, то девушку увозят в горы и убивают. Но, во-первых, нашим девочкам с детства прививают целомудренность, а во-вторых, человек, который предъявляет такие обвинения, должен найти еще четырех свидетелей и поклясться на Коране. Он отвечает за каждое свое слово.

А в случае с изнасилованиями?

Насильник ответит головой. У нас даже за словесное оскорбление девушки мужчину накажут. И это наказание — страшный позор на всю жизнь. Ни один посторонний мужчина не имеет права прикасаться к девушке.

Вы заметили, что в последнее время государство в лице местной власти активно вмешивается в личную жизнь женщин?

Давление на чеченских женщин началось в середине нулевых. Государство стало вмешиваться в сферы жизни, которые регулировались семьей и обществом. Наше общество традиционное, обычаи вырабатывались веками. В семье есть кому отвечать за мать, жену, сестру, дочь. Но власть пытается указывать женщине, как ей, например, нужно или не нужно одеваться. Мне с детства объясняли, в каких ситуациях я должна покрыть голову. В институте я не носила платок. Вообще, в советское время в Грозном наличие или отсутствие у девушки платка не являлось предметом обсуждения. А сейчас девочек с первого класса заставляют покрывать голову, носить платья по щиколотку с рукавами, прикрывающими локти. То же и в вузах. Даже чтобы войти в какое-то госучреждение, нужно покрыть голову. Власти объясняют это возвращением к традициям. Возможно, это и так, но традиции — не прерогатива государства. Когда я преподавала в вузах, многие мои студентки покрывали голову просто потому, что к ним цеплялись и не пускали в университет. Им надоели придирки, к тому же был риск, что их не допустят к сессии. Постепенно для молодого поколения такой дресс-код стал привычным. Но внешний вид женщины не должен касаться государства. Оно берет на себя несвойственные ему функции, а строгий дресс-код, на мой взгляд, становится одним из инструментов давления.

Фото: S Dal/Reuters
Фото: S Dal/Reuters

Летом 2017 года Рамзан Кадыров заявил, что все социальные проблемы из-за большого числа разводов, а дети из неполных семей более подвержены влиянию экстремистов. В Чечне почти год работает специальная комиссия по примирению и воссоединению семей. Местные власти совместно с религиозными деятелями заставляют уже разведенных супругов снова жить вместе. Что вы думаете насчет этой инициативы?

Я очень удивилась, когда впервые услышала об этом. Представьте себе, супруги давно разошлись, каждый живет своей жизнью и, возможно, уже нашел себе пару. Так по какому праву государство должно их сводить и заставлять жить вместе? А что делать со вторыми семьями? Утверждается, что все это делается ради детей, но представьте бывших супругов, которые просто не выносят друг друга, а ребенок все это видит. Есть масса способов заниматься ребенком, даже будучи в разводе. Женщина, выйдя замуж во второй раз, все равно видится со своим ребенком.

То есть после развода ребенок остается у отца?

В основном да. Многие считают, что жестоко забирать ребенка у матери, тем более ислам требует не разлучать их до семилетнего возраста. Но бывает так, что женщине некуда забрать ребенка: у нее нет своего жилья, работы, да и родня против. К тому же в Чечне ответственность за детей несет отец, за любой проступок ребенка спрашивают с отца. Бывает, конечно, что отцу дети не нужны, и он может отдать их матери или родителям, но это случается очень редко. Кроме того, по нашему обычаю, женщина не может взять детей от предыдущего брака в семью нового мужа. Это категорически запрещено. Отчимов у нас не бывает. В общем, тут много нюансов, единственное хорошо, что детей не бросают, они не остаются беспризорными.

С семейными вопросами разобрались. А разрешают ли чеченским девушкам работать?

Работать женщине или нет, решает либо она сама, либо ее родственники — зависит от того, как принято в семье. Если она выходит замуж, этот вопрос как-то оговаривается до свадьбы. Например, я не представляла свою жизнь без работы, я для этого училась, поступила в аспирантуру. Мы с мужем даже не обсуждали, работать мне или нет. Другое дело, что в смысле построения карьеры у женщины перспектив меньше, чем у мужчины. Но так было не всегда. Во времена моей молодости возможностей у женщины было больше, а сейчас есть карьерный потолок, который уже не пробить.

Несмотря на это, многие женщины стали экономически независимыми. Мужчинам это не особо нравится. Гайки закручиваются, но чеченки находчивые и так просто не сдаются.

Беседовала Анна Алексеева