Фото: Kirill Kudryavtsev/AFP
Фото: Kirill Kudryavtsev/AFP

Как, наверное, и большинство моих сограждан, я встречал чемпионат с ясным пониманием того, что сборная у нас так себе. Что с жеребьевкой нам повезло. Что выйти из группы (как раз в силу этого) — возможно. И что, скорее всего, это случится.

А дальше я, как и большинство моих сограждан, готовился после поражения в 1/8 — «с холодной головой изложить», что нечего особо радоваться. Хоть результат и нормальный. Что это не «пять» и даже не «четыре». А просто «зачет» и больше ничего. Так что ни казнить, ни миловать. Сыграли как могли и должны были, не провалились — и слава Богу.

На 90 минут каждого матча, разумеется, я превращался в «болельщика до соплей». И не слишком спешил выйти из этого образа до следующего матча: я ж лентяй, зачем снимать этот прикид, если потом снова надевать? Тем более что свою страну я люблю, и мне он, прикид этот, вполне по душе? Ну да, думал я, в эфирах есть некий перебор с «Россия, вперед!». Но это ж нормально. Мы ж нация без середины…

А победа над испанцами все и поменяла безо всякой середины. И мы уже не только отличники, но и герои. Другими-то, по сути, в повседневной жизни и не став. Так бывает, что ты мечтаешь о какой-то девушке. И понимаешь, что, в общем-то, no chance. А тут она берет и звонит сама. И говорит: сегодня готова встретиться. Через два часа. И сразу становится важно: начищены ли у тебя ботинки, куплен ли (хотя зачем он, кажется, тебе раньше был? Без девушки-то?) костюм? И есть ли в кошельке деньги на букет и ресторан?

И оказалось, что все пришито, все начищено (главный ответственный то ли Акинфеев, то ли Черчесов — потом разберемся). А на следующее утро после прекрасного, романтического, перешедшего в завтрак ужина ты говоришь девушке: «А поехали в Сочи?» Хотя сам дальше базы тренировочной вроде никуда и не ездил. А она говорит: «А поехали! Там, говорят, сейчас такой загар бронзовый. Или золотой?» — «Сначала бронзовый» — отвечаешь ты. И не веришь своему счастью.

Вот примерно так, думаю, мы и едем. Одуревшие немного от того, что оно вроде как и сбылось уже. Но хочется, чтоб еще и еще. И краев не видишь, и берега потерял…

Но это я про себя. Про еще человек двести, которых знаю лично и за мнение которых готов отвечать. А сборной как быть? Там ведь хорваты. К солнцу и жаре, да и к загарам разным (медальным в том числе) куда более привычные.

Первое и самое трудное. Забыть к лешему все, что было. И еще важней — то, что будет в случае победы. А то приснится — и будешь этого ждать, и оно будет мешать. Играть как просто матч с конкретным соперником. Если удастся выбросить все из головы, уже шансы появятся.

Второе. Это уже я думаю так. Черчесов может думать иначе. Надо кусаться. Это с испанцами можно было стоять стеной. Они слишком расшаркиваются. Хорваты прямее и наглее. И они (не надо бояться это признать) сильнее нас по составу. Модричей у нас нет. Поэтому сколько-то моментов они все равно создадут. А что-то мы привезем сами. 120 минут безошибочной позиционной игры с Испанией. Да потом еще минимум 90 с Хорватией? Извините, не верю. Поэтому надо не просто построить забор, но и на вылазки бросаться. И у них охоту отбивать соваться. И самих себя убеждать: не только на Дзюбу верхом — мы и на дриблинге, и пасом добираться до их ворот в состоянии. Не клинчевать, закрываясь. А давать сдачи.

Фото: Ivan Alvarado/Reuters
Фото: Ivan Alvarado/Reuters

Хорваты, кстати, в группе, потеряв мяч, садились назад с такой скоростью, что за три матча ни одной контратаки не пропустили. Ни от Нигерии, ни от Аргентины. Ни, даже полудублем, от Исландии. А с датчанами воли противнику дали столько, что мама не горюй. Им повезло куда больше, чем нам. Датчане играли лучше. Что это? Подсели? Возможно. Но не факт. Недооценили? Это вряд ли. Полезли сами первого номера играть? Вот это скорее всего.

И пускай лезут. Пускай побольше нашего атакуют. Хорватия здесь контратакующая. А если не они будут за спину забрасывать, а им… Вот тогда и поглядим.

Месяц добегать в одном режиме, не останавливаясь, почти никому не по силам. У кого ноги будут быстрей да свежей? На сочинской жаре (пускай и в 9 вечера) — если кто-то остановится, то вдруг и навсегда. И непонятно кто. Мы? Они? Тут морально-волевых, чтоб дотерпеть, мало. Тут нужно быть готовым. Это из того, что перед чемпионатом закладывалось, и до матча мы это не узнаем. Насколько готова команда физически, знает только Черчесов.

У них — Модрич с Ракитичем и Манджукичем: «Реал», «Барселона» да «Ювентус». У них — осознание того, что они в принципе класснее. И это правда. Но у них же — и без бинокля видимый финал. Допустим, вышли хорваты. И с чего им бояться англичан? Или, того хлеще, шведов? А значит, уже думаешь про финал. И это давит.

У нас — «сам черт не брат», приходящий во время еды аппетит, наше родное и любимое «русские долго запрягают». А еще зрители. Без «реалов», да. Но тоже немало. А еще у нас — понимание того, что все равно герои. Уже.

Только крем от загара не забудьте, ребята. Даже от бронзового. Рано еще.

P. S. Лично меня больше любого Модрича пугает еще одна вещь. Девушка Удача — она ж, как все леди, особа ветреная. И вот не лезет у меня из головы, что 11 лет назад именно хорваты помогли нам выйти на тот великолепный, сумасшедший Евро-08. Грохнув на «Уэмбли» англичан. В матче, который самим хорватам был и не нужен вовсе. Боюсь, не попросит ли должок сама жизнь? Именно в плане фарта? Потому я болел за датчан страшно: с ними этот вопрос не стоял бы.

А теперь тревожно. Мистика, понимаю. Но все равно уговариваю: «Жизнь, потерпи, мы потом как-нибудь отдадим. У нас, на Руси, с этим строго никогда не было. Ну, в следующий раз…»

Не лезет из головы близость сочинского загара. Хотя бы бронзового. У меня. А им, игрокам, каково?

Автор: Юрий Розанов, спортивный комментатор «Матч ТВ»