Правила автостопа с ребенком
Каждый самостоятельный путешественник проживает неповторимый опыт: прокладывает собственный маршрут, планирует бюджет и время, выбирает места для ночевки. Но, как правило, если вы а) не миллионер и б) путешествуете долго, от нескольких месяцев и больше, то рано или поздно обязательными ингредиентами любого путешественного пирога становятся вписки, автостоп и целый рюкзак приключений.
Автостоп мне показался неотъемлемой частью молодежной европейской культуры, наравне с теми же волонтерскими проектами и, собственно, самими путешествиями. Ребятам, с которыми мы встречались в разных странах, — бельгийцам, французам, немцам, испанцам, итальянцам — обычно по 20–25 лет. К этому возрасту у них за плечами по 10–15 стран и по 3–5 волонтерских проектов. Многие уезжают в путешествие на год-полтора перед тем, как поступать в университет. Другие используют несколько недель каникул, чтобы посмотреть соседние страны. Сначала повидать мир, изучить, что как и где устроено, набраться впечатлений, а потом уже думать об образовании и стабильной взрослой жизни. Привычное дело.
Мы с дочкой отправились в путь в конце ноября. Через два месяца, к концу января, и вписок, и приключений у нас набралось на толстую книгу. Не хватало только одного — автостопа. Я и хотела попробовать, и боялась: в России автостоп, мягко скажем, не является чем-то само собой разумеющимся. Тем более автостоп мамы с ребенком. Дочка на этот счет не беспокоилась: она слышала, что все остальные волонтеры в проектах добираются до нужных им мест именно этим способом, и никак не могла понять, почему мы-то нет? Исключение на нашей памяти было одно: немец Макс, решивший объехать Восточную Европу на байке.
— Мам, когда мы уже поедем автостопом? Пока не попробуем, мы как будто не взаправдашние путешественники.
— Я что-то стесняюсь, Санька.
— Да не стесняйся, мам! Давай, ну давай попробуем! Мне очень хочется.
— А если нас куда-нибудь не туда довезут? А карты у меня с собой нет.
— Не бойся, мы обязательно что-нибудь придумаем!
Не поспоришь. Стоим с Сашкой на дороге и ждем автобус, чтобы доехать от ранчо до ближайшей Анталии. Автобус опаздывает, и Сашка подбивает меня попробовать стопить.
«А что, — думаю, — если и правда попробовать? Разузнать, подготовиться и доехать хотя бы до Анталии. Это всего 40 километров».
Вслух говорю:
— Санек, сейчас все-таки дождемся автобуса. А вечером на ранчо у ребят спросим, что и как, узнаем подробности. И, может, попробуем.
— Договорились!
Как добраться из Турции в Грузию
Разговоры с ребятами, чтение англоязычных блогов и изучение hitchwiki — ресурса с лайфхаками для автостопщиков — привели к единственному возможному выводу: автостоп нужно пробовать самому — только тогда вы получите представление, что это такое.
Мы решили не откладывать в долгий ящик и попробовать в той же Турции: все знакомые напропалую хвалили местных водителей и убеждали, что больше пяти минут нигде стоять не будем. Время нашего пребывания в стране подходило к концу, следующим пунктом назначения был Тбилиси. Мигуэль, мексиканец, волонтеривший вместе с нами на ранчо, собирался примерно туда же примерно в то же время. И мы решили поехать автостопом вместе: втроем не так страшно, плюс у него уже был небольшой опыт.
Для начала нужно было как-то перебраться с одного побережья, Средиземноморского, на другое, к Черному морю. Мы с Сашей полетели самолетом, а Мигуэль поехал автобусом. Договорились встретиться в Трабзоне и оттуда уже стопить до границы. В сумме чуть меньше двухсот километров: не слишком много, чтобы не устать в первый же раз.
Как договорились, так и вышло. Списались, где и во сколько встретимся, вместе дошли до удобной точки на шоссе и встали голосовать. Машина остановилась минут через семь. Мигуэль договорился с водителем, сел на переднее сиденье, а мы с Санькой и рюкзаками устроились на заднем. И поехали. По пути дежурные разговоры: кто вы, откуда, чем занимаетесь, что уже посмотрели в стране, куда едете. Улыбаемся, на смеси английского и турецкого разговариваем, Санька глядит в окно. Доезжаем до ближайшего городка, водителю дальше не нужно, поэтому мы благодарим его, выходим на дорогу, перекусываем запасенными пирожками с соком и стопим дальше. Следующая машина останавливается почти мгновенно. Мы садимся, и все повторяется.
Уф, и все? Так просто? Не знаю, чего я ждала, но оказалось действительно легко. До границы в тот раз мы доехали часа за три на четырех машинах, что является замечательным показателем. Затем, передохнув сутки в Батуми, тем же составом отправились в Тбилиси. И тоже получилось приблизительно со скоростью автобуса: 300 километров плюс два перевала за 7 часов и четыре машины, только интереснее и азартнее.
Саньке иногда было даже веселее, чем нам: она загадывала, какого цвета и размера машина остановится и кто будет внутри. Плюс на длинных переездах дочка успевала поспать или послушать сказку и, как самый маленький участник, была освобождена от вежливых и несколько однообразных диалогов с водителями. Спрос с Сани был только на громкие Hello! в начале и Thank you, good bye! в конце.
Так незаметно, за первые турецко-грузинские пятьсот километров дороги, автостоп из чудища заморского превратился просто в еще одну возможность узнать страну и людей.
Не бояться доверять и брать с собой еду
Если вы начнете советоваться, то по любому пункту обязательно услышите два крайне противоположных мнения и ворох нейтральных:
- Перемещаться автостопом? «Опасно и безответственно!» и «Здорово и весело!»
- Легко ли это делать? «Да, мы нигде не стояли больше пяти минут!» и «Я вчера пять часов шел по трассе, никто не хотел подвезти».
- Возможно ли путешествовать автостопом с ребенком? «Конечно, так машина еще быстрее остановится!» и «Вряд ли кто захочет подвезти, а вдруг ребенок раскапризничается».
- Это безопасно? «Да, мы проехали полмира таким образом, и ни разу не было ни одного плохого инцидента!» и «Нет, неприятная ситуация — вопрос времени, она обязательно возникнет!»
- Можно ли садиться к дальнобойщикам? «Само собой, так вы сделаете пару сотен километров, не меняя машины» и «Нет, там только маньяки, им всем одно нужно!»
Практика показывает, что больше страшилок рассказывают те, кто сам никогда не пробовал. Больше практических советов — от опытных хитчхайкеров.
Еще один нюанс: автостоп, на мой взгляд, вписывается в определенную картину мира. Ту, в которой доверия этому миру больше, чем стереотипов. А открытости больше, чем страхов. Если мыслить штампами, начинающимися с обобщений «все», «всегда», «никто», «никогда» («никто не возьмет четверых сразу», «никогда не стопьте в городе»), лучше даже не пробовать.
Единственное, с чем никто не будет спорить: автостоп — приключение без гарантий и под вашу ответственность. Решать вам, на что вы готовы, на что нет. Я, например, вряд ли созрею до автостопа по родной России, как ни грустно это осознавать. И совершенно спокойно голосую, к примеру, на Балканах, хоть одна, хоть в компании.
Автостоп с ребенком принципиально отличается только одним: важно объяснить младшему компаньону, что это такое и как работает. Что, возможно, придется подождать. Что, возможно, придется менять машины. Что, возможно, вас не подвезут прямо к дому. Что во всех машинах он в обязательном порядке пристегивается (даже если сам водитель говорит, что это ерунда и можно ехать так). Что, возможно, мама будет разговаривать с водителем и важно ее не перебивать. Этот простой, на первый взгляд, пункт имеет значение: элементарная автостопная вежливость требует хотя бы минимального диалога с тем, кто вас подвозит. Пару фраз о себе, пару фраз о стране (лучше комплиментов), пару нейтральных вопросов о водителе.
Еще важно иметь с собой перекусы (желательно не пачкающие чужие машины) и что-то, чем малыш сможет себя занять (или вы его). В нашем с дочкой случае прекрасно срабатывают сказки и устные игры, аудиосказки через наушники и маленький пенал, набитый лего.
Как проехать шесть стран и две тысячи километров
Немного личного опыта и субъективной статистики. Сейчас у нас с Санькой на счету шесть стран, в которых мы передвигались автостопом: Турция, Грузия, Армения, Черногория, Албания, Македония. В сумме тысячи две километров и около двух дюжин машин. Самый долгий переезд за день — около 300 километров, от Тбилиси до Еревана. В основном это небольшие переезды между городами по 30–60 километров. Самое длительное ожидание — час в черногорском городе Бар, самое быстрое — секунд двадцать, средний результат — около 10–15 минут.
К настоящему моменту мы ездили вдвоем, втроем с приятелями-волонтерами и вчетвером, две мамы, две дочки. Нас подвозили мужчины, женщины, дедушка с внуком, мама с дочкой. Дальнобойщики, строители, студентки, бизнесмены, такие же, как мы, путешественники, на арендованной машине, и даже те, кто сам вообще-то ехал на такси, но был не против подвезти и нас. Мы стопили разваливающиеся легковушки, роскошные машины класса люкс, грузовики, автобус, мотоцикл и даже фургон с булочками.
За это время ни разу я не слышала осуждения от самих водителей. Хотя изначально подсознательно ждала привычных комментариев вроде «Что же вы ребенка с собой таскаете? Да еще и заставляете стоять на дороге?». Видимо, люди, готовые давать такие комментарии, проезжали мимо, не останавливаясь. Ну, или сидели дома. А те, кто нас подвозил, с удовольствием знакомились с Сашкой, угощали чем-то вкусным, говорили, что это ценный опыт, и здорово попробовать его в детстве.
В Турции водитель, услышав, что мы разговариваем о чайных плантациях (мы как раз проезжали мимо чайной столицы страны, города Ризе), специально остановился в живописном месте, чтобы мы могли спокойно их рассмотреть и сфотографировать.
В Грузии дальнобойщик устроил настоящий пикник среди гор: остановил грузовик, достал складные стульчики, горелку, припасенные яйца, сосиски и овощи и угостил нас самым вкусным придорожным обедом.
В Черногории молодой человек, ехавший в Боснию, повернул в другую сторону и сделал крюк в 60 километров, чтобы подбросить нас до Герцег-Нови.
В той же Черногории, добираясь из Будвы до Ульцина, я случайно встала голосовать в зоне действия знака «Остановка запрещена». Итальянки, проезжавшие мимо, увидели, остановились там, где это было можно, и не поленились дойти до нас пешком и позвать с собой.
В Албании пожилой человек, подвозивший от границы до Шкодера, не мог разобраться в моих картах, позвонил сыну и, уточнив у него, как ехать, довез до самых дверей хостела.
В Македонии, проезжая озеро Охрид, водитель спросил, хотим ли мы искупаться? Мы хотели, но время шло к вечеру, и следовало быстрее добираться до хостела. «Тогда хотя бы просто полюбуйтесь», — сказал Эльмас и притормозил на несколько минут на берегу.
Все эти приятные воспоминания гроша ломаного не стоили бы, если бы я не учитывала желаний и настроений дочки. Да, конечно, уговаривать на автостоп начала она меня, а не я ее. Но все-таки Сашка в первую очередь пятилетний ребенок, пусть и с большим путешественным опытом, и заранее не может оценить ни своих сил, ни того, во что мы ввязываемся. Она могла тысячу раз сказать: «Конечно, мама, я готова! Будет здорово!» — и расхныкаться в первые три минуты ожидания. На что имела бы полное право.
Поэтому самый первый раз мы пробовали застопить машину в ста метрах от автобусной остановки. Я знала, что если Сашка устанет или передумает, то мы просто купим билеты и сядем на автобус. Такая страховка — дело, мне кажется, обязательное, особенно поначалу.
Даже сейчас, когда автостоп стал привычным для нас обеих, я предпочитаю каждый раз уточнять у дочки, готова ли она стопить, или возьмем автобус. Сашка всегда выбирает автостоп:
— Так, мама, интереснее и удобнее! И мне нравится, что столько людей готовы нам помочь. А еще я мечтаю, что, когда у нас будет машина, мы тоже будем подвозить тех, кто едет автостопом, да?
Да. Подвозить других автостопщиков, когда у нас будет машина, стало для нас с дочкой такой же привычной картинкой будущего, как и принимать волонтеров, когда у нас будет свой дом. И мне очень нравится эта картинка.