Фото: Арина Крючкова
Фото: Арина Крючкова

79-летний Анатолий Иванович еще шесть лет назад решил во что бы то ни стало побывать на Олимпиаде в Сочи и нашел волонтерскую организацию через соцсети. Во время чемпионата мира он, кажется, попал в сюжеты всех федеральных каналов. Если до пенсии он запускал в атмосферу метеорологические ракеты, то в последний месяц — подсказывал маршруты болельщикам. Он рассказывает: «Подходит как-то раз темнокожий болельщик и, указывая на билет на стадион, спрашивает, как добраться на метро. В билете — Нижний Новгород. Долго ему объяснял про “Ласточку”, он, конечно, удивился, но все понял, был благодарен». После чемпионата у Анатолия Ивановича все расписано на год вперед: он востребован практически на всех мероприятия Москвы, на которые уже записался волонтером.

Все, кто работал во время ЧМ, говорят на иностранных языках. К примеру, Раед говорит по-английски и по-немецки, а помимо этого он — трехкратный чемпион Москвы по настольному теннису. Волонтерством Раед занимается вместе со своим другом Игорем, который принял участие почти в ста мероприятиях чемпионата.

Фото: Арина Крючкова
Фото: Арина Крючкова

На фоне английского, немецкого и испанского (он был очень кстати с учетом почти 50 тысяч мексиканских болельщиков) поначалу удивляет наличие волонтеров со знанием санскрита. Вряд ли кто-то из посетивших ЧМ пытался на нем объясниться, но если бы захотел — волонтер София (ей 19 лет) могла бы ответить. София работала в медиацентре. Приезжала «на точки» — у станций метро, вокзалов, к главным туристическим достопримечательностям — «там много материала». По следам всех историй с болельщиками она пишет маленькие статьи в виде сказок. На просьбу описать себя одной фразой говорит: «Чуть не попала в сборную по велоспорту». София говорит по-французски — и этот язык не изучают в ее вузе. Отчасти поэтому она и здесь — практиковаться.

А вот Виолетте Игоревне практиковаться в языках не нужно: французский, английский и немецкий она знает как родной. Свой возраст она называет как счет в футболе: «Восемь-ноль». Она получает настоящее удовольствие от своей работы, а гости всегда отвечают ей благодарностью. Однажды к ее стойке в аэропорту Шереметьево подошли мексиканцы, искавшие путь к аэроэкспрессу, и, очарованные пожилой леди, подарили ей флаг, который сейчас украшает штаб городских волонтеров.

Фото: Арина Крючкова
Фото: Арина Крючкова

Вообще, активистов старше 50 среди добровольцев немало. В штабе их называют «серебряными волонтерами». Вот Ирэна и Сергей, они женаты уже 40 лет. Они хотели увидеть этот чемпионат мира своими глазами изнутри, как в свое время «Олимпиаду-80». А адвокат Светлана даже поменяла на время первенства свой рабочий график. Она рассказывает больше про двоих детей с ДЦП, которым помогала покачаться на качелях: «У них самих и у их родителей светились лица».

Несмотря на то что обычно в «Мосволонтер» не берут детей, на время ЧМ-2018 все же были сделаны исключения. Самой младшей из всех — Агате — три. Вместе со своей мамой она целый день поддерживала иностранных болельщиков на Красной площади. А вот Дарья в следующем году заканчивает школу. Но уже сегодня очевидно, что это настоящий тим-лидер. Ей была поручена организация волонтерских групп.

Обстоятельства и отдельные мотивы могут быть очень разными, но главное, что каждый из волонтеров в первую очередь пришел помогать. Что они получили взамен — впечатления или улучшили язык — на втором плане по сравнению с тем, что они хотели дать. В конце концов, о том, что Москва во время чемпионата мира наполнилась теплом, не написал только ленивый. Но если обычным москвичам ЧМ подарил возможность в своем городе почувствовать себя туристами, то волонтерам позволил ощутить себя настоящими хозяевами.

Автор: Арина Крючкова