Нам нужны другие уроки
«Сегодняшние четвероклассники начнут работать в 2028 году. Первые дети у них появятся в 2035-м. На пенсию они выйдут в 2075 году».
Я услышал это от преподавателей шведской школы Kunnskapskolan и вспомнил о своем детстве. Как и многие мои ровесники «30 с чем-то», я рос в уверенности, что профессия должна быть «перспективной», а выбирать ее нужно один раз и на всю жизнь. Школа должна была помочь с этим выбором — ведь это место, которое готовит нас к будущей жизни.
«Вопрос в том, как подготовить детей к этой будущей жизни, — сказал мне заместитель директора школы Kunnskapsolan Кристиан Веттель. — Мы можем догадываться, что многие профессии скоро исчезнут — зато появятся другие, о которых мы не знаем сейчас. В школе дети больше не готовятся к определенной профессии. Сегодняшние ученики будут работать в совсем другом мире. В таком, который мы даже не можем осмыслить».
Вопрос напрашивается сам собой: о какой «перспективной профессии» можно говорить, если мы действительно не знаем, как будет выглядеть мир?
Путешествуя по европейским школам, я раз за разом слышал подтверждение этой мысли. Знания и информация в чистом виде больше не важны. На первый план выходят навыки. «Пятьдесят лет назад я проходила интегралы, — сказал мне директор финской школы Ressu. — И с тех пор они мне понадобились один раз в жизни: когда я сдавала выпускные экзамены в школе. Сейчас у меня во дворе живет много прекрасных птиц. Я не знаю, как они называются — но, к счастью, у меня всегда под рукой смартфон, чтобы об этом узнать».
С каждым годом подростки все меньше понимают, зачем им в четырех унылых стенах часами слушать то же, что они могут найти в Google за несколько минут. И если школа перестала быть местом, где мы получаем сакральные знания, а учителей теперь не уважают только за то, что они больше знают, то для чего вообще нужна школа? Что учителя могут передать детям?
Возможно, школа теперь существует для того, чтобы передавать навыки. Я услышу это снова и снова в разных странах: первое, что нам всем будет необходимо в будущем, — умение учиться и адаптироваться к новому. «Нам всем придется пересмотреть наши знания о мире в следующие десять лет, — говорит Кристиан. — А учителям нужно будет научить детей находить решения в любой ситуации».
Второй навык — умение работать в команде, ведь в жизни мы будем все время взаимодействовать с разными людьми. Удивительная практика, которую я подметил в датских школах: даже если урок начинается как обычно — учитель у доски, ученики сидят за партами и внимательно его слушают, — в какой-то момент дети рассаживаются по четыре человека за парту и, громко разговаривая, начинают работать вместе. Оценка часто тоже ставится одна на группу. Хочешь получить высший балл — убедись в том, что каждый участник сделает максимум.
Третий — понимание разных культур. Урок кросс-культурного взаимодействия выглядит так: дети — представители разных народов — готовят блюда своей национальной кухни и таким образом знакомятся с обычаями и традициями разных стран.
Четвертый — умение планировать и нести ответственность за то, как ты выполняешь свою работу. Не поддаваться авторитарности учителя, а задавать встречные вопросы и планировать свое время, понимая, зачем тебе нужен тот или иной предмет. В той же Kunnskapskolan я услышал, что время учителей в традиционном смысле этого слова прошло: теперь каждый преподаватель должен стать личным коучем ученика, который следит за тем, чтобы школьник добился своих целей, не растеряв желания учиться.
Наконец, последний — и, возможно, самый важный — научить детей жить в цифровом мире. «Разве дети не умеют это с рождения?» — спросил я у шведских преподавателей. «Они думают, что умеют, — ответил мне учитель. — А на самом деле они теряются в потоке информации». В французском Марманде есть лицей, где каждое утро преподаватель раскладывает веер свежих газет и просит учеников разобраться: где позиция журналиста подменила реальные факты, где «фейк-ньюс» и как одно событие освещается разными СМИ.
Легендарный грузинский преподаватель Шалва Амонашвили как-то сказал мне одну фразу: «Дети новые, а вот мы остались прежними». Когда я думаю о том, что система образования неизбежно изменится, я вспоминаю анекдот: «Как получаются кораблики в бутылках? Нужно взять много песка, камней и долго-долго трясти. Иногда получается кораблик». В сегодняшнем мире у нас всех — учителей, родителей и школьников — есть равный доступ к большому объему информации, от которой уже давно труднее защититься, чем ее получить. И, возможно, сегодня роль учителя и школы в целом — в том, чтобы стать навигатором в этом огромном потоке. Человеком, который на глазах детей создаст кораблик из песка и камней.