Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

Последние ваши шаги на западных рынках (имеются в виду делистинг «МегаФона» с Лондонской биржи и решение о продаже 30% «Арсенала») были восприняты многими СМИ и экспертами как реакция на санкционную политику в отношении России и отдельных представителей крупного бизнеса. Как обстоят дела на самом деле?

Конкретное решение о делистинге «МегаФона» было продиктовано, во-первых, тем, что в свете геополитических событий последних лет западные рынки перестали быть привлекательными источниками финансирования, поскольку западные инвесторы сегодня не очень заинтересованы вкладывать деньги в Россию и стараются покупать российские активы по цене ниже биржевой. А во-вторых, тем, что новая цифровая стратегия «МегаФона» требует серьезных вложений — в 5G, новые услуги, реализацию государственных инициатив. Все это снижает возможности для выплаты дивидендов и диктует повышенный уровень риска, что неинтересно миноритариям. В текущих условиях мы решили, что справедливо будет дать им возможность продать свои акции с премией к рынку, а «МегаФону» сфокусироваться на новой стратегии.

Что касается продажи доли в ФК «Арсенал», то я хотел консолидировать весь клуб и иметь возможность влиять на его управление: улучшать его операционную структуру, инвестировать в новых игроков, совершенствовать бренд и т. д. Я делал соответствующие предложения другому акционеру. Однако они были отвергнуты, и я принял решение продать мои акции. С финансовой точки зрения это была выгодная сделка.

В действительности наша бизнес-стратегия всегда опиралась на российский рынок и российские активы. Костяк нашего холдинга составляют отечественные предприятия с интересами внутри страны — это касается и «Металлоинвеста», и «МегаФона», и Mail.ru Group. Наши новые проекты, в частности, Центр развития перспективных технологий, также в полной мере ориентированы на российский рынок.

Расскажите подробнее о планах участия ваших компаний в национально ориентированных проектах, таких как строительство национальной цифровой платформы и других технологических сервисов. Что, например, даст стране развиваемая вами система маркировки товаров?

В мае мы объявили о создании совместного предприятия «МФ Технологии» (МФТ) с Газпромбанком и Ростехом. Подобные альянсы лидеров различных отраслей уже несколько лет активно формируются в азиатских странах и США. Пока мы не можем комментировать планируемые сделки. Но можно уверенно сказать, что для успеха в цифровой экономике потребуется и дальше создавать партнерства с лидерами в разных сегментах рынка, в том числе с госкомпаниями.

Кроме того, «МегаФон» активно занимается «цифровизацией» российских регионов, разрабатывает и внедряет решения, повышающие комфорт и безопасность граждан. Это, например, системы видеонаблюдения и мониторинга «Безопасный город», существенно снижающие количество уличных преступлений, системы управления дорожным движением, оперативной мультимедийной связи городских служб и т. д. Соглашения о внедрении таких цифровых платформ подписаны с правительствами Москвы, Санкт-Петербурга и других российских регионов.

В свою очередь, проекты Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) направлены на формирование новой экономической реальности, экономики доверия, позитивно влияющей на качество жизни россиян и выравнивание конкуренции добросовестного бизнеса. Ключевым на сегодняшний день является создание Национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, получившей название «Честный ЗНАК». Кроме того, создается единый национальный каталог товаров, которого ждет весь бизнес в стране. Система позволит сделать отечественный товарный рынок прозрачным и создать полноценную систему гарантии подлинности товаров. Также Центр занимается локализацией производства оборудования.

Система «Честный ЗНАК» сделает рынки максимально прозрачными, обеспечит единые правила работы для всех участников. Помимо этого, будет запущен инструмент общественного контроля — специальное мобильное приложение. С его помощью покупатель сможет убедиться в легальном происхождении продукции в любой торговой точке, а также увидеть весь путь товара до магазина на экране смартфона.

Беседовал Сергей Цехмистренко