Они сидят напротив меня. Их двенадцать. Несколько месяцев назад они окончили школу, прошли через молотилку ЕГЭ, через сложный творческий конкурс, выстояли, выдержали, и вот они — счастливые призеры, my English class 2018.

— Зачем нужно образование? — спрашиваю я.

Один из них стоит у доски. У него сложная задача: он должен записать тезисы.

Первой возникает мысль про хорошую работу. Ее не получить без «корочки». Пишем мелом на доске: «Работа».

Приличный круг приличных знакомых. Туда не пустят неуча. Положим. Запишем: «Окружение».

Как бы между прочим рассказываю им про вчерашнее телешоу, где ведущий всерьез пугал аудиторию ядовитыми комарами, которых враги натаскивают на русских людей с помощью украденного в России генетического материала.

— Есть шанс с помощью образования развить мозг! — подает реплику юноша с задней парты.

Верно. Образование нужно, чтобы не быть дураком.

— Те, кто верит в дрессированных комаров, идут к избирательным урнам и выбирают нам правительство.

Отлично.

Иллюстрация: Bay Area News Group/MCT via Getty Images
Иллюстрация: Bay Area News Group/MCT via Getty Images

— А предметы? Школьные предметы. Какие из них нужнее всего?

Мы быстро записываем на доске «иностранные языки».

За ними следует родной, русский.

За ним — литература.

— Зачем она нужна? — спрашиваю я.

— Как это — зачем? Без литературы невозможно…

— Стоп! Вытряхиваем с чердака лозунги и думаем о том, зачем она нужна именно вам.

Через несколько минут мы приходим к тому, что иначе никак нельзя узнать о том, как между собой взаимодействуют люди.

— И Достоевский в этом может помочь?

— Так больше все равно некому, — слышу я в ответ.

Как ладить с людьми? Как договориться с «трудным» собеседником? Что делать с травлей в школе?

Опыт травли был у всех. Понимаете, у всех. А это очень хорошие и благополучные дети. За несколько реплик мы добираемся до того, что жертва травли — это не только тот, кого травят, но и те, кто травит — из страха не стать жертвой.

— Кто-то сказал вам об этом в школе?

— Нет.

Дальше всплывает математика. За ней — обществознание.

Школы у всех разные. Система одна. Рыбка по-прежнему выглядит тупицей по сравнению с мартышкой, когда перед ними ставится честная задача — влезть на дерево

— Кто знает, что такое кредит? А кто мне может объяснить разницу между кредитной и дебетовой картой?

Никто. Зато «начала анализа» сдавали все.

— Скажите, вы пережили «трудный возраст». Плохо было?

— Плохо, — честно говорят они.

Болезненный опыт…

— А кто-то рассказал вам, почему вам было так мерзко и тяжело? Хоть на биологии, что ли?

— Нет.

— И как помочь себе это пережить?

— Нет.

— И как правильно выражать гнев, беспокойство, злость?

— Нет.

Школы у всех разные. И города разные. Система одна. Рыбка по-прежнему выглядит тупицей по сравнению с мартышкой, когда перед ними ставится честная задача — влезть на дерево. При выполнении задания «просидеть час под водой» мартышка не просто проиграет, а станет трупом мартышки.

У нас получается неплохой урок. Мы записали много новых слов, кое-что поняли и запомнили. По дороге домой я думаю: а что из того, чему выучит их высшая школа, они смогут применить в жизни?

Мне, впрочем, волноваться не о чем. Мой предмет они смогут «продать» в любом случае.