Фото: Алексей Данилов
Фото: Алексей Данилов

Ɔ. Восемь лет вы были барабанщиком в группе Pompeya, а в 2013 году ушли из коллектива и основали креативное агентство. Как появилась эта идея?

C 2006-го по конец 2013 года я гастролировал по разным городам и странам в составе Pompeya. Мы были независимой группой, самостоятельно управляли делами, сами занимались продвижением, вели переговоры с коммерческими брендами. В российской музыкальной индустрии в то время все было не очень хорошо, но мы видели, как это устроено в других странах, и в какой-то момент я понял, что если приложить достаточные усилия, то и в России можно изменить ситуацию к лучшему и поспособствовать формированию необходимой инфраструктуры для развития индустрии.

Ɔ. С чего вы решили начать?

У меня была конкретная мечта — создать кластер, который объединил бы самые разные музыкальные проекты: образование и творческие единицы, сервисы и производства, а также бизнес и всевозможные смежные дисциплины. Я быстро нашел единомышленников, мы стали исследовать международный опыт и основали агентство музыкальных коммуникаций Main In Main в 2013 году. В это же время состоялся первый стихийный фестиваль Synthposium — выставка для любителей и коллекционеров электронных музыкальных инструментов.Мы увидели, что людям нужна такая площадка, и поняли, что можем получить совершенно новый формат мероприятия, где есть баланс между созиданием, развлечением и знаниями.

Мы стали развивать эту идею, наполнять фестиваль новыми формами: инженерными разработками, лекциями и воркшопами, музыкальной программой, медиаискусством и конференцией для профессионалов. И сейчас, спустя пять лет, Synthposium остается единственным в России междисциплинарным событием, объединяющим производителей музыкальных инструментов, художников, инженеров, продюсеров и музыкантов со всего мира, а также людей, которые ценят новые виды искусства. По сути он представляет собой модель кластера, который мы так хотим создать.

Фото: Алексей Данилов
Фото: Алексей Данилов

Ɔ. За последние несколько лет в России появилось много фестивалей, совмещающих разные формы искусства. Как вы думаете почему?

На это можно посмотреть с разных позиций. Мне как промоутеру главная причина видится в поиске чего-то нового. Если посмотреть на ивент-индустрию, то в Москве сейчас происходит очень много самых разных культурных событий: театральных, музыкальных, фестивалей кино и искусств. И чтобы привлечь больше людей и продать больше билетов, аудитории нужно что-то предложить: не очередной перфоманс или концерт группы, а какой-то дополнительный контент. При этом мероприятие должно стать не просто многогранным, но и неповторимым, чтобы привлекать новую публику. Ну и конечно, «спрос рождает предложение». Мы видим, как человек в XXI веке взаимодействует с информацией, как меняется медиапространство и энтертейнмент. Все это напрямую влияет на эволюцию искусства, форматов и фестивалей в целом.

Ɔ. Что самое сложное в организации фестивалей в России?

Отсутствие инфраструктуры, соответствующей базовым требованиям безопасности, а также оснащенности и правовой базы лежит в основе ключевых проблем. Из-за этого промоутерам приходится сталкиваться с большими рисками и издержками, а на реализацию ценностных элементов фестиваля не остается достаточно ресурсов. Мне бы хотелось, чтобы эта ситуация изменилась, и та содержательная часть, ради которой затевается любой фестиваль, получала шанс на жизнь и конкуренцию.

Фото: Алексей Данилов
Фото: Алексей Данилов

Ɔ. Что для вас самое интересное в организации фестиваля?

Фестиваль — это место, где ты пытаешься вдохновить всех и каждого: неожиданной коллаборацией, новой формой искусства, словами спикера или выступлением музыканта. Главное здесь — постоянное размышление: «Почему бы и нет? Почему бы не скрестить вот это с этим? Посмотрите, что может получиться».

Я сам так вдохновился на первом Synthposium, когда увидел на выставке редких инструментов совершенно незнакомые мне экспонаты. Потом мы с командой изучали, как инженеры их делают, откуда у них такие мысли. И чем больше я углублялся в эту тему, тем больше вдохновлялся и хотел рассказать об этом как можно большему количеству людей.

Мне кажется, что вдохновение должно «действовать» именно так. Это не какое-то озарение, которого ты лениво ждешь, ничего при этом не делая. Это состояние, которое не имеет срока годности. Ты видишь или слышишь что-то, что тебя вдохновляет, наталкивает на какую-то идею. Это не значит, что ты сразу сможешь ее осуществить, но эти ощущения останутся в тебе и будут аккумулироваться, и однажды ты воплотишь задуманное в жизнь.

Ɔ. Вы планируете когда-нибудь вернуться на сцену?

Я думаю, что мой путь от барабанщика до менеджера — это и есть один из примеров эволюции музыканта. И меня это устраивает: я все еще в музыке, просто теперь у меня другая, более обширная сфера деятельности. У меня нет зависимости от сцены. Иногда случаются какие-то стихийные события, на которых я могу что-то сыграть с друзьями, но мой основной интерес — это то, чем я сейчас занимаюсь. В планах — развитие агентства и создание музыкального кластера, постепенно мы с командой идем к этой цели. Synthposium дал нам много подсказок, а главное, мы увидели огромное количество самостоятельных бизнес-проектов в IT-сфере, с которыми будем работать в ближайшее время. При этом арт-программа и аудиовизуальная часть Synthposium могут превратиться в отдельные фестивали. Ну и конечно, нам важно и дальше объединять людей и вдохновлять их тем, что мы делаем.

Наири Симонян выступит в качестве спикера на фестивале креативных индустрий G8, который пройдет 4 и 5 октября в Москве. В этом году его темой станет междисциплинарность. Спикеры обсудят с гостями новые условия современного рынка, в которых больше не существует строгих границ между креативными индустриями, а лучшие проекты появляются на пересечении моды и музыки, дизайна и инженерных технологий, кино и рекламы.