Иллюстрация: Фонд Михаила Прохорова
Иллюстрация: Фонд Михаила Прохорова

С безвременной кончиной «Русского Букера» (весной он остался без спонсора и взял паузу — но никто не удивится, если пауза затянется) премия «НОС» окончательно утвердилась в статусе одной из трёх главных премий России. «Нацбест» погряз в скандалах; представительную «Большую книгу» всё чаще упрекают в излишней консервативности и предсказуемости. У «НОСа» появилась возможность на этом фоне показать свежий взгляд на литературу. Никто этого особенно не ждал, но, кажется, у них получилось.

Дебаты «НОСа» на КрЯККе порой превращаются в интеллигентный балаган, в ходе которого члены жюри спорят друг с другом, а эксперты — с ними всеми. В этот раз они, однако, были довольно спокойными. Оказалось, что почти все — от Юрия Сапрыкина и Льва Оборина до Анны Наринской и отсутствовавшей на сцене Екатерины Шульман (в прошлом году так же дистанционно в дебатах принимал участие Константин Богомолов) — более или менее согласны друг с другом. Самый большой вопрос, который размежевал участников дискуссии — это последние романы Пелевина. Сапрыкин считал, что роман «iPhuck 10» усталый, а свежий «Фудзи» — возвращение в форму. Наринская, наоборот, радовалась мощи предыдущей книги и сокрушалась усталости новой. Так или иначе, «iPhuck 10» в шорт-лист вошёл, хотя все критики сошлись на том, что сравнивать Пелевина с другими претендентами никак не выходит: он сам себе шкала.

Книга, насчёт которой споров не было, да и, видимо, не могло быть — документальный романс «Памяти памяти». Книга Марии Степановой (номинирована на премию «Сделано в России») — фаворит «Большой книги», и если она не получит хотя бы одну из главных премий — это, конечно, будет сенсация.

Ещё одним — довольно неожиданным — фаворитом гонки стала «Родина слоников» кинокритика, автора «Сноба» Дениса Горелова. Это сборник эссе о лидерах советского кинопроката, которые, будучи собраны в одном томе, оказываются историей позднего Советского Союза. Киноиндустрию в шорт-листе представила ещё и Наталья Мещанинова, которая после «Аритмии» стала одной из главных сценаристов России.

От команды классиков в финал премии вошла книга участника проекта «Сноб» Людмилы Петрушевской «Нас украли. История преступлений». Здесь искатели тайных мотивов вспомнили, что Анна Наринская, председатель жюри, весной открыла выставку, посвященную юбилею Петрушевской (выставка сейчас также — соискатель премии «Сделано в России» в номинации «Музейное дело») — но, пожалуй, дело в том, что Петрушевская попросту одна из лучших писательниц современности. А в шорт-лист книга попала с лёгкой руки Агнешки Пиотровской. В устах польской переводчицы и фамилия писательницы звучала по-польски: «Петрушевска».

Одна из расшифровок аббревиатуры «НОС» — «Новая словесность», и одна из главных претензий к премии — как раз недостаток новизны. Действительно, много ли по-настоящему нового в прозе Пелевина, который выдаёт по роману в год, не изменяя четверть века назад разработанной стилистике? Сейчас этой претензии можно противопоставить «Раунд» Анны Немзер. Это настоящий смотр достижений новой словесности: роман полностью собран из многоголосого вербатима — рэп-баттлов, интервью, допросов.

В шорт-листе можно выделить и отдельную категорию: «проза поэтов». Понятно, что поэты складывают слова в предложения иначе, чем прозаики. Главная книга этой категории — уже упомянутая «Памяти памяти», в которой поэзия скрещивается с мемуарами и гуманитарными исследованиями. Компанию ей составляют «Вещи и ущи» Аллы Горбуновой (это первый сборник её прозаических миниатюр) и «Открывается внутрь» Ксении Букши. У Букши уже были несколько романов разного качества, но «Открывается внутрь» — это прыжок выше головы, а кроме того, один из лучших русскоязычных текстов, исследующих тему травмы. Примыкает к ним и «проза художника» —  «Моабитские хроники» Юрия Лейдермана.

Но самая неожиданная книга в шорт-листе — это «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой, короткая повесть о не очень счастливой девочке, на полпути оборачивающаяся всамделишной русской «Кэрри». Несмотря на отметку «18+» на обложке, это настоящий Young Adult, и выбор этой книги в какой-то степени может наконец легитимизировать юношескую прозу в глазах читателей. И раз эта камерная история с картинками на равных конкурирует с более «взрослыми» и «серьёзными» соперниками, это значит, что новая словесность, о которой говорит «НОС», оказывается новой не только с формальной точки зрения. Это действительно новая литература, которую пишут новые авторы для новых читателей. И в консервативном мире отечественных литературных премий это действительно ново.

Отрывки из книг-номинантов можно прочитать здесь:

«Памяти памяти» Марии Степановой

«Раунд» Анны Немзер

«Открывается внутрь» Ксении Букши

Автор — редактор «Афиши-Daily»