«Это не просто гаечки и винтики, это чьи-то жизни». Электромеханик по ремонту аппаратуры о своей работе
Ларисе Гореловой 56 лет, и 35 из них она отдала железной дороге: разбирала и ремонтировала реле, которые отвечают, например, за перевод стрелок на путях и переключение сигналов светофора. А позже возглавила участок по ремонту аппаратуры, отвечающей за управление движением поездов на подмосковной станции Манихино. Недавно Лариса вышла на пенсию, но это не мешает ей иногда заходить на работу. А ее рассказы о детстве только подтверждают, что эта женщина — прирожденный технарь.
Я не планировала работать на железной дороге, просто так вышло. Я была очень любопытным ребенком, думаю, у меня это от папы. Игрушки, которые мне дарили, жили максимум два-три дня, потому что я их разбирала. Началось все с того, что как-то папа мне сказал: «А давай посмотрим, почему эта кукла моргает?» — и мы вместе ее распотрошили. Мне было очень интересно, что там внутри.
Моя тетя работала в Прибалтике. Однажды она приехала в отпуск к нам, в Смоленскую область, и привезла мне железный самолет — он прожил неделю. Что такое отвертка, я еще не знала, но нашла что-то острое, отогнула металл и изучила самолет изнутри. Потом я пыталась собрать его, но у меня остались лишние запчасти.
Меня никогда не ругали за сломанные игрушки, притом что они тогда были дефицитом и дарили игрушки всего пару раз в год: на день рождения или Новый год. Единственная игрушка, которая у меня сохранилась, — шагающая кукла. Ее подарили мне в более сознательном возрасте, и мне стало жалко ее разбирать.
После 8-го класса моя подружка решила поступать в Калужский техникум железнодорожного транспорта и предложила пойти с ней, за компанию. В итоге она не прошла по баллам, а я поступила на специализацию «автоматика и телемеханика». На производственной практике, которая проходила в орехово-зуевском участке по ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки (РТУ СЦБ), преподаватели привили мне любовь к железной дороге, к инструменту и аппаратуре. Я узнала устройство железной дороги изнутри, прямо как в детстве! Учиться мне очень нравилось, и группа у нас была хорошая (7 девочек и 23 мальчика) — я общаюсь с однокурсниками до сих пор.
После техникума меня по распределению взяли в Рижско-Савёловскую дистанцию СЦБ электромехаником. Потом мне доверили паять схемы в устройствах. Мы занимались ремонтом реле, а этих реле — более 300 наименований, и обо всех надо знать, у каждого своя функция.
Среди железнодорожников бытует стереотип, что эта работа легкая: сидишь себе в тепле и ковыряешься в приборе. Но, во-первых, это тонкая работа: регулировка механических параметров идет до десятой, а то и сотой доли миллиметра. На ремонт каждого прибора дается определенное время и ни минутой больше, при этом еще надо соблюсти всю технологию «от» и «до». Во-вторых, работа физически тяжелая: самые маленькие реле весят от 1,2 кг, а есть блоки, в которых несколько реле — до 23 кг. Грыжи и проблемы со спиной — обычное дело в нашей профессии.
Вообще, на железной дороге случайных людей не бывает. Приходили к нам потенциальные работники, наслушавшись баек, неделю работали, не получалось, и уходили, испугавшись ответственности. Я всегда говорила им, что это все не просто гаечки и винтики, это чьи-то жизни! Релейная — сердце станции, которое состоит из маленьких клеточек, а мы их ремонтируем. Если вдруг будет нарушена технология, релейная даст сбой, а из-за этого поезд и с рельсов сойти может, и проехать на запрещающий сигнал светофора и врезаться в другой.