Вокруг «Черного квадрата». О премьере новой оперы в Третьяковской галерее
Илья Демуцкий — одно из центральных действующих лиц в мире современной музыки. В свои 35 лет он — автор 150 с лишним музыкальных произведений, звучащих на главных сценах России, Европы, Америки и Австралии. На сцене Большого театра идут поставленные на музыку Демуцкого балеты «Герой нашего времени» и «Нуреев». По заказу Балета Сан-Франциско композитор написал симфонию-балет «Оптимистическая трагедия». Он — автор музыки к фильмам «Дух в движении» (официальный фильм о XI Паралимпийских играх в Сочи, 2014) и «Кольца мира» (официальный фильм о XXII зимних Олимпийских играх в Сочи, 2014)». Среди наград Ильи Демуцкого — «Золотая маска» за балет «Герой нашего времени», премия Европейской киноакадемии за музыку к фильму «Ученик» и приз Benois de la Danse за балет «Нуреев».
Илья Демуцкий, композитор:
Когда мы говорим о постановке новой оперы, то надо понимать, что это всегда недешевое удовольствие. Помимо затрат на постановку спектакля, сначала надо создать, собственно, само произведение — заказать драматургу либретто, а композитору — музыку. Разумеется, это риски, ведь невозможно предсказать, насколько успешным будет новое произведение. Крупнейшие оперные дома мира нечасто заказывают новую оперу, и всегда это исключительное событие. В Великобритании, например, за весь 2017 год было осуществлено всего 30 постановок, и только две из них — абсолютно новые произведения. В США за тот же год на 79 представлений «Мадам Баттерфляй» и 72 «Кармен» приходится всего шесть показов новой оперы «The (R)evolution of Steve Jobs» Мейсона Бейтса. В России появляется в лучшем случае одна-две новые оперы в сезон. И то часть этих опер с большой натяжкой можно назвать «оперой», так как это некие новые, часто экспериментальные жанры.
К тому времени, как мое имя замелькало в связи с балетом «Нуреев», я уже почти четыре года работал над оперой «Black Square» («Черный квадрат»). Авторы либретто американцы русского происхождения Игорь Конюхов и Ольга Маслова изначально оттолкнулись от текстов практически не дошедшей до нас футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913 г.) поэта Алексея Крученых, но, наполнив новым смыслом, линейным сюжетом. Они сознательно сделали его на английском, чтобы поделиться поисками русских авангардистов начала XX века с самой широкой публикой за рубежом.
Работа над либретто велась довольно долго. Это не был заказ какой-либо компании или институции, передо мной не стояло четких сроков, мы работали исключительно в свободное от других проектов время. Я, например, успел написать балеты «Герой нашего времени» для Большого театра, «Оптимистическую трагедию» для балета Сан-Франциско и «Нуреева» для Большого, а в конце декабря 2017 года собрал все черновики «Квадрата» и закончил, наконец, писать его только в мае 2018 года.
Я люблю работать дома, в родном Санкт-Петербурге. Во время интенсивной работы очень важно, чтобы меня никто не дергал, не звал на тусовки и интервью, не отвлекал от написания музыки. Я писал эту оперу и постепенно осознавал, что мы создаем что-то очень интересное. Моя уверенность возросла после плодотворного воркшопа в Иллинойском университете в Урбане-Шампейне, где прошла читка черновика первого акта. Студенты и преподаватели местного вокального факультета с большой любовью отнеслись к опере, к новой музыке в целом. Собственно, ради этого интереса, ради этого блеска в глазах я и пишу свою музыку. Артисты, участвующее в нашей московской премьере, — молодые, но уже опытные оперные певцы, выступающие по всему миру и обладающие богатым репертуарным багажом. Для меня одним из важных критериев отбора на участие в проекте были не только профессиональные качества, но, прежде всего, искренний интерес к новой музыке, насколько им интересно участвовать в разучивании и исполнении «Квадрата», горят ли глаза. Теперь я могу сказать, что горят и очень ярко!
Почему именно «Черный квадрат»? «Черный квадрат» Казимира Малевича – веха в истории не только изобразительного, но искусства в целом. Это одна из точек, разделяющих искусство на «до» и «после». «Черный квадрат» создан в эпоху бурлящих мыслей, время, предвосхищающее Октябрьскую революцию. Это время Стравинского, перевернувшего музыкальную историю (любопытно, что премьера «Весны священной» состоялась 1913 году, в том же году была показана опера «Победа над солнцем», из декораций к которой и «вырос» Черный квадрат!), это время расцвета русского авангарда, время заката поэзии Серебряного века, поэты уже искали и находили новые формы. Это всплеск искусства, вызванный напряжением в обществе, всплеск, который подстегнул и выплеснулся в революцию 1917 года.
В своем отношении к «Черному квадрату» общество делится на две точки зрения: одни считают, что «Квадрат» гениален и «в нем заключено всё». Другие — что «Квадрат» примитивен и абсолютно «пуст». Это-то и прекрасно. Потому что для меня важно, чтобы искусство не оставляло человека равнодушным, чтобы картина или музыка пробуждали в нем эмоции. Малевич не даёт тебе права остаться равнодушным. Он вынимает из тебя твою точку зрения, заставляет объясниться с самим собой. Пусть у кого-то «Черный квадрат» вызывает неприятие, но ведь в то же время он вдохновляет кого-то на целую оперу!