Иллюстрация: Wikimedia Commons
Иллюстрация: Wikimedia Commons

Казалось бы, личностно зрелый, состоявшийся в социуме, души не чающий в дочери отец — воплощение мечты любой девочки. Но, как показывает практика, слишком сильная любовь отца может быть чревата последствиями для развития женственности дочери. Он может привязать дочь до такой степени, что девушка будет считать себя не вправе полюбить другого мужчину.

Несоответствие мужчин сложившемуся с детства образу «Мужчина с большой буквы», как отец, становится причиной отказа от брака. Женщина в результате может просто остаться одна на всю жизнь. А ведь получается, что виной всему слишком хороший отец…

Слишком сильная любовь отца и его ревность к потенциальным избранникам могут стать серьезным препятствием для замужества взрослой дочери. Если мать завидует расцветающей дочери, то отец ревнует.

Зависть и ревность родителей могут опустошить женское начало девушки, вселить в нее неуверенность и страх перед миром вне дома и построением отношений с мужчинами. Мишенью родительской агрессии становится расцветающая женственность дочери. Зависть жаждет испортить объект зависти, т.е. женское начало дочери. Ревность не желает ни с кем ее делить.

Многие женщины отмечают, что отцов как будто бы кто-то подменил. Ласковые, заботливые, внимательные к нуждам маленьких принцесс, они становились монстрами для дочерей — подростков.

Мы имеем дело с расщепленным образом отца, производным которого является расщепление женского начала. Быть для отца любимой принцессой, остановившись в развитии на стадии наивной девочки, или повзрослеть, но потерять любовь отца?

Кто такие мужчины — заботливые папочки или ревнивые монстры? И получается, что безопасней оставаться маленькой девочкой и гарантированно получать любовь отца и мужчин.

Опыт показывает, что вечные девочки, папины принцессы, гораздо успешнее в личной жизни, чем независимые женщины. Но проблема в том, что в определенный момент душа потребует развития, ей будет тесно в роли инфанты, инженю.

Случай 1

Агата 33 года. Замужем. Воспитывает двух сыновей.

Женщина жаловалась на постоянное щемящее чувство пустоты в центре груди. Была крайне озабочена тем, что не испытывает радости ни от счастливого замужества, ни от материнства. А ведь ей могли бы позавидовать многие.

Агата вынуждена была играть роль благополучной домохозяйки, хотя в действительности это было не так. Страдала от нереализованности в социуме. Но понимала, что наемным сотрудником никуда и никогда не пойдет, а придумать что-то самой сложно.

В ходе терапии выяснилось, что родители Агаты принадлежали к советскому истеблишменту. Старались дать дочери все самое лучшее, как на Родине, так и за рубежом, но при этом внушали, что нужно быть скромной и послушной. Отец в единственной дочери души не чаял, предугадывал малейшие желания и прихоти, исполнявшиеся незамедлительно лично, либо подчиненными. Вполне естественно, что девушка из очень хорошей семьи вышла замуж за молодого человека из не менее хорошей семьи, перенявшего эстафету у тестя.

Игорь, муж Агаты, также выполнял все желания жены, порой экзальтированные, например, оплатил проживание жены в Шаолиньском монастыре, где на протяжении трех месяцев женщина могла заниматься боевыми искусствами. Но все ее увлечения во взрослой жизни, оплаченные мужем, как и в детстве отцом, остались на уровне хобби, приятного времяпровождения, не более. Муж, как и когда-то отец, часто говорил, что совсем не обязательно работать.

Агата боялась людей, успеха, поражения, в ней как будто бы отсутствовал социальный инстинкт и навыки коммуникации. В какой-то момент она стала тяготиться беззаботностью домашней девочки, за которую муж готов был жевать, если не глотать еду. Парниковые условия не приносили радости, не давали возможности личностного роста.

Стремясь быть самым-самым, оберегая дочь от тягот и невзгод внешнего мира, слишком любящий отец не оставляет возможности почувствовать реальный нерв жизни. Психика дочери не вырабатывает иммунитета для взаимодействия с окружающим миром.

Но отец не вечен. И наступит момент, когда девочка обнаружит, что папа не только не управляет миром, но и не может за тебя прожить твою жизнь, придать ей смысл. Чем раньше дочь соприкоснется с ограниченным отцовским всемогуществом, увидит, что папа тоже может совершать ошибки, тем быстрее она повзрослеет. Начнут развиваться социальные навыки и иммунитет.

Папа должен сойти с пьедестала аккуратно и постепенно, чтобы не травмировать ребенка.

В свете грандиозности родителей, которые вечно остаются богами, дочери трудно принимать свое несовершенство. Когда отец предстает перед дочерью обычным человеком со всеми слабостями, то ей можно быть несовершенной в мечтах и делах, точно так же, как и ее партнерам. Она тоже получает право на ошибку, что существенно облегчает всем жизнь.