Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Ɔ. Как вы решили стать предпринимателем?

Когда я подавала документы в приемную комиссию МФТИ, на асфальте большими буквами разноцветными мелками было написано послание всем будущим студентам: «Будете хорошо учиться — будете хорошими учеными, будете плохо учиться — будете хорошими бизнесменами». Училась я не блестяще, но этого условия было недостаточно, чтобы быстро стать успешным предпринимателем.

Сразу после института я работала на фондовом рынке и свои первые деньги заработала именно там. Дальше было разное. Мой путь к успешному предпринимательству проходил через тернии. Я владела салоном красоты — это был мой первый бизнес. У него, к сожалению, не было стратегической перспективы, поэтому и умер он довольно скоро. Потом был другой бизнес с высоким темпом роста и большой долей рынка — первая и единственная на тот момент в России ферма по разведению живых тропических бабочек, которых дарили как романтический подарок. Однако эта компания требовала больших затрат и не приносила желаемого дохода.

Ɔ. Почему вы решили открыть салон свадебных платьев?

Так случилось, что в моей жизни не было того самого свадебного платья, потому что замуж я выходила на 8-м месяце беременности. А мне очень хотелось быть принцессой. Нереализованные мечты подтолкнули меня 14 лет назад открыть салон ToBeBride.

Не сразу все пошло так гладко, как хотелось, но было то, что выгодно отличало нас от конкурентов: у руля компании стояли люди с системным мышлением, а не творческие натуры. Именно поэтому с первого дня в компании была выстроена устойчивая бизнес-модель. Стремясь охватить более широкую область рынка, мы запустили оптовое и розничное направление. На своих розничных магазинах мы обкатывали модели, доводили их до совершенства и только после этого запускали в опт.

Мы создали самую большую в России складскую программу свадебных и вечерних платьев — более 24 000 наименований, предлагали нашим оптовым клиентам не замораживать деньги, выкупая размерные ряды, а пользоваться нашим складом (на наших складах хранятся платья от 38-го до 72-го размеров).

Ɔ. Как появилась идея совместить свадебные и вечерние платья?

Мы были одними из первых, кто стал продавать в свадебном салоне вечерние платья. Пока конкуренты получали высокие продажи только во время свадебного сезона (с марта по октябрь), мы искренне любили зимние месяцы, так как пик продаж вечерних платьев приходился именно на зиму: корпоративы и Новый год никто не отменял. Был и еще один плюс: мы могли сразу предоставить платья не только для невесты, но и для ее подруг, мамы, свекрови и других гостей.

Ɔ. Как сегодня устроена сеть бутиков ToBeBride? Где вы берете товар, какими объемами оперируете, какой сервис предлагаете, как часто обновляете ассортимент?

Мы производим товар на нескольких фабриках в Китае, Индии, Турции, Белоруссии и России. Есть штучные модели, а есть модели, которые мы производим сотнями. За время работы мы сильно расширили ассортимент. Сейчас в наших салонах, наряду с платьями, можно приобрести моделирующее белье, парфюмерию, меховые изделия, обувь, свадебные аксессуары и бижутерию. Мы поняли, что при такой огромной конкуренции нужно предлагать клиенту максимальное количество услуг в салоне. Наш сервис, не побоюсь этого слова, один из самых обширных. Нас даже называют «салон под ключ».

Посудите сами. Бесплатное такси довезет вас до бутика, если по каким-либо причинам вы не можете приехать к нам, мы привезем платье к вам на дом или в офис, причем мы привозим до семи платьев с бесплатной примеркой. Очень часто девушки понимают, что не успевают собраться на мероприятие, у нас есть услуга и для такого случая. «Собрать на любое мероприятие за 4 часа» — в течение этого времени мы привозим четыре полностью собранных образа: платье, бижутерия, клатчи, обувь, даже утягивающее белье.

Еще одна услуга — Trade in. Любое платье, не имеет значение какой марки, можно обменять на новое, получив скидку в 20%. Как оказалось, это очень популярный сервис среди светских львиц, которые не надевают одно платье дважды. Мы предоставляем беспроцентную рассрочку на полгода, если платье понравилось, а заплатить всю сумму сразу нет возможности. Всем гостям салона мы дарим бесплатную фотосессию, которая проходит в профессиональной студии. Я уже не говорю о бесплатном хранении, отпаривании, подгонке по длине.

Ɔ. Как часто клиенты возвращаются? Есть ли у них понимание, на сколько выходов они обычно используют нарядные вечерние платья? Не выгоднее ли в таком случае аренда?

Мы делаем все, чтобы наши клиенты возвращались. Для этого разработана программа лояльности ToBеBride. Это база более 26 000 клиентов, которых мы приглашаем на закрытые распродажи, модные показы, даже театральные премьеры. Мы стараемся растить своих клиентов. Очень приятно, что сначала к нам приходит девушка за платьем для выпускного, потом для свадьбы, для мероприятия, для свадьбы дочери или сына и т. д. Финансово аренда выгоднее, но не всегда платья, побывавшие в аренде, выглядят идеально. Также многие считают, что свадебное платье, которое уже надевала другая невеста, обладает ее энергетикой, не всегда приятной. Так что, если вы увидели «платье своей мечты», то легче его купить, а потом можно обратиться к нам: отрезать длину, перешить юбку и т. д. После чего это станет совершенно новым платьем для следующего выхода.

Ɔ. Чем готовые свадебные платья лучше индивидуального пошива?

Индивидуальный пошив — очень часто это менее технологичные вещи. Свадебные платья достаточно дорогие из-за ткани, фурнитуры и корсета. Пошивом такого платья должны заниматься профессионалы. Ведь корсет не просто придуман для красоты, он должен держать фигуру, сетка под юбкой не должна натирать ноги, вырез должен подчеркивать, а не уродовать грудь. Зачастую люди думают, что, умея шить юбку из 5 клиньев, смогут сшить свадебное платье, но это не так. Для пошива платья такого уровня сложности желательно иметь образование швеи. Кстати сказать, такой институт сейчас почти утерян, поэтому невесты, обратившись к подружкам и самоучкам из интернета, прибегают к нам в салон в последнюю минуту с криком: «Помогите, свадьба завтра, платья нет!» Что касается цены, мы, как сеть, очень много денег вкладываем в ассортимент, поэтому имеем возможность часто устраивать распродажи, во время которых можно купить очень приличное платье за разумную цену.

Ɔ. Как сказывается на вашем бизнесе экономический кризис? Много ли игроков покинуло рынок за последние годы?

Кризис сказывается на всех. Люди стали больше считать деньги, свадьбы стали гораздо скромнее. Можно даже сказать, что молодожены стали делать свадьбы для себя, а не для гостей, поэтому платье невеста выбирает такое, которое ее не разорит и будет удобным. Кризис продиктовал новую категорию платьев, которые утром можно надеть в офис, а вечером, дополнив украшениями,— в ресторан или на мероприятие. Эти платья очень востребованы, люди стали меньше наряжаться, отдавая предпочтение платьям «и в пир, и в мир».Ɔ.

Беседовала: Ксения Волкова