Иллюстрация: Wikimedia Commons
Иллюстрация: Wikimedia Commons

Владимир Рожанковский, эксперт «Международного финансового центра»:

Причина обвала мировых рынков заключается в действиях главного центробанка Земли — Федеральной резервной системы США. Это скрипка, требующая тонкой настройки. В течение 2018 года ФРС достаточно грубо, на мой взгляд, повышала процентную ставку, не считаясь, в частности, с данными по инфляции, которая гораздо ниже, чем регулятор пытается представить. Нельзя повышать ставку, когда инфляция низкая, — это взрывоопасная смесь. ФРС хотела вернуть ставку на тот уровень, на котором им комфортнее и выгоднее, потому что сейчас они торгуют федеральными инструментами с нулевой доходностью. В этом смысле я разделяю позицию Трампа, что это было сделано без оглядки на реалии экономики. Чем выше ставка и чем больше из рыночной экономики убирают денег, тем труднее приходится рынкам. Они не могут существовать без денег, им нужен приток капитала и инвестиций. Когда компании его не получают, как сейчас, им ничего не остается, кроме как продавать свои активы. Рынки переводят все в наличные. Но ФРС делает все, чтобы их объем снижался в экономике. Соответственно, происходит продажа всего и вся, в первую очередь акций. Рынок перенасыщается от объема предложения, и происходит обвал.

Новый мировой кризис может случиться, если ФРС не скорректирует свои действия в зависимости от ситуации на рынках. В ФРС на каждом совещании как мантру повторяют, что регулятор все свои действия соотносит с реальной ситуацией в экономике, но в действительности этого не происходит. Многие инвесторы не видят, чтобы ФРС действовала в соответствии со своими словами. Но если они признают, что ситуация в экономике действительно не такая радужная, как описал глава регулятора Джером Пауэлл на последнем декабрьском заседании, это будет очень большой шаг вперед, шаг в направлении честного разговора с рынками и инвесторами. Рынки очень чувствительны, если он просигнализирует, что деньги не будут изыматься из оборота, то панические настроения уйдут. Но он должен сделать это достаточно быстро, в течение января-февраля, иначе обвал ускорится и начнут срабатывать margine call. В такой ситуации ничто не сможет помочь.

На нас это отразится так же, как и на всех остальных, у нас в данном контексте нет никакой особой истории. Мы просто работаем как один из многих развивающихся рынков. Доллар — резервная валюта, и все нехорошее, что с ним происходит, моментально отражается на всех остальных. Биржевая паника, если она возникнет как следствие высокомерия ФРС, приведет в состояние падения и все остальные рынки. Сильно взлетит золото, по которому в наших резервных фондах хорошая позиция. Может возникнуть сдвиг парадигмы: в последнее время мы росли на ценах на нефть, но если сильно вырастет золото, оно, конечно, тоже поддержит наши рынки. Поэтому в чем-то рубль может даже выиграть.

Олег Богданов, главный аналитик TeleTrade Group:

Инвесторы ждут, когда наступит глобальный спад в мировой экономике. В этом и кроется главная причина обвала фондовых рынков. Кроме этого, за спадом стоит изменение демографических характеристик Европы и США. Поколение, которое сейчас является наиболее экономически активным, беднее, у него нет денег. А значит, некому поддерживать активы. Немалую роль сыграло и поведение американского Центробанка — ФРС, которая в декабре вновь повысила базовую процентную ставку. Джером Пауэлл, комментируя тогда свое решение, ничего не сказал по поводу того, что происходит в мировой экономике, а происходит очевидное замедление роста в Китае, в Еврозоне, особенно во Франции и в Италии.

Прогнозы на следующий год по ставке американского Центробанка практически не изменились — повышение в два раза. Отсюда инвесторы сделали вывод, что Центральный банк не поможет с ликвидностью. Денег стало меньше за год, на 360 миллиардов долларов сократился баланс американского ЦБ.

Инвесторы всегда работают на опережение. Обвал может привести к мировому кризису, а может и нет. Но тенденция к спаду уже наметилась — объемы продаж активов тоже падают.

Подобные обвалы финансовых рынков отражаются на нас падением цены на нефть. Кризис на Западе всегда бьет по развивающимся рынкам. Но в целом рубль достаточно устойчив и сдержанно реагирует на изменения цены на нефть.

Богдан Зварич, главный аналитик Промсвязьбанка:

Динамика мировых рынков сейчас определяется бегством инвесторов от возможных рисков. Прежде всего — от вложений в развивающиеся рынки, включая Россию, и связанных с ними финансовых инструментов. Столь же рисковым активом, похоже, становится нефть. Есть опасения относительно состояния мировой экономики, возможности торговых войн, ухудшения экономических отношений США и Китая. До весны эти страны взяли паузу и попытаются договориться. Если сделать этого не удастся, то Америка введет дополнительные пошлины на импорт из Китая. Это приведет к тому, что китайские товары в Америке станут дороже, что, конечно, невыгодно для потребителя, который просто перестанет их покупать. Следовательно, Китаю придется сокращать производство или искать новые рынки сбыта, что скажется на темпах роста китайского ВВП и, соответственно, отразится на всей мировой экономике.

На мой взгляд, инвесторы переоценили риски падения мировой экономики. Та же нефть марки Brent имеет фундаментально обоснованную цену на уровне 60 долларов за баррель — из-за соглашения, заключенного в рамках ОПЕК+, которое с первого января приведет к снижению предложения нефти на рынке и поддержит баланс спроса и предложения. К тому же нынешняя цена нефти на рынке (около 50 долларов) невыгодна для большинства американских производителей сланцевой нефти, с высокой себестоимостью ее добычи. Поэтому с большой долей вероятности можно прогнозировать отскок нефти с текущих ценовых показателей до фундаментально обоснованного уровня.

Но на самом деле нет повода говорить о предпосылках мирового кризиса. Ведущие экономики продолжают расти. Наблюдается рост ВВП США, Китая. Конечно, есть опасение, что экономика Китая начнет замедляться, но снижаться — не значит падать. Падение рынков в Японии во вторник спровоцировано динамикой американских индексов, а не какими-то глобальными причинами. Конечно, сложившаяся ситуация неприятна для инвесторов: каждый год ждут «рождественского ралли», когда перед праздником цены акций стабильно идут вверх, а в этом году праздничного роста не случилось. Это происходит по достаточно широкому спектру активов: на американском рынке, на азиатских площадках. Это общие негативные настроения инвесторов под конец года.

Если смотреть на динамику фондовых рынков, мы тоже идем в общем тренде. Российские индексы в начале недели снижались, но рубль чувствует себя достаточно уверенно, несмотря на провал на рынке нефти. Правда, такому поведению рубля можно найти объяснение в подготовке к предстоящему налоговому периоду. В его преддверии экспортеры продают валютную выручку, накапливают рублевые резервы, которые в дальнейшем пойдут на выплату налогов. В текущий момент предложение иностранной валюты увеличено, и это сдерживает ослабление российской национальной валюты.

Подготовили Анастасия Степанова, Маргарита Тышецкая