Фото: Simon Launay
Фото: Simon Launay

Назовите чернокожего ребенка обезьянкой

Год начался с критики H&M. В январе шведская компания опубликовала на своем сайте возмутившее общественность фото — темнокожий ребенок в толстовке с надписью «Coolest monkey in the jungle» («Крутейшая обезьяна в джунглях»). Пользователи соцсетей призывали бойкотировать H&M, а певец The Weeknd, который в 2017 году снимался в рекламе бренда, заявил в твиттере, что откажется работать с компанией из-за этого снимка.

В результате H&M пришлось извиняться, пообещав удалить фотографию со всех своих сайтов и прекратить продажи толстовки в магазинах США. При этом те экземпляры, которые не успели снять с продажи, раскупили моментально. Вскоре скандальная толстовка появилась на Ebay и других онлайн-платформах по цене в десятки раз выше.

 

Увезите связанную женщину в лес в багажнике

Российские компании тоже отличились в этому году. К 23 февраля DNS подготовил рекламный ролик, в котором мужчина привозит в лес в багажнике связанную женщину и заставляет ее закопать носки, подаренные на День защитника Отечества. «Мужские подарки без риска для жизни», — говорит в конце рекламы закадровый голос на фоне логотипа DNS.

После того, как пользователи соцсетей обвинили компанию в пропаганде домашнего насилия, ролик удалили (но интернет помнит все). Гендиректор DNS Дмитрий Алексеев написал в фейсбуке, что видео сняли в одном из региональных отделов, а именно — в DNS-Сибирь. Реклама, утверждает Алексеев, была их частной инициативой, а ни в коем случае не официальной кампанией, и ему тоже показалось, что ролик «отдает сексизмом». «Я считаю, что тут действительно есть за что извиняться, готов приносить свои извинения столько, сколько это потребуется. Как официальные, так и человеческие», — написал он.

Оставьте темнокожих без светлого пива

В марте пивоваренной компании Heineken пришлось отозвать рекламный ролик со слоганом «Sometimes lighter is better», который можно понимать двояко: «Иногда светлее — лучше» или «Иногда легче — лучше». На видео бутылка низкокалорийного и слабоалкогольного пива Heineken проезжает по стойке бара мимо трех чернокожих людей и останавливается перед светлокожей девушкой, после чего на экране появляется тот самый слоган. Реакция не заставила себя ждать: Heineken обвинили в расизме. Компания извинилась и выпустила лимитированное пиво под названием Black’s Only.

Вдохновляйтесь немецкими концлагерями

В мае мобильный оператор «Билайн» извинялся за свой рекламный слоган «Каждому свое». Это фраза — Jedem das Seine — была написана на воротах концлагеря Бухенвальд в нацистской Германии. Мобильный оператор заявил, что не хотел оскорбить клиентов: «Фраза была всего лишь призвана отразить особенности тарифного предложения». Рекламную кампанию, в которой использовался нацистский лозунг, быстро завершили.

 

Сравните женщин с собаками

В октябре пользователи Facebook раскритиковали российский филиал IKEA за рекламный пост, в котором женщину сравнили с собакой. В той публикации на фото была собака, сидящая за столом, накрытым салфеткой IKEA, и приведен список инструкций на случай, «если вы случайно поцарапали его машину или погрызли тапочки».

Шведская компания сначала извинилась за неуместное сравнение, а потом и вовсе удалила пост. При этом пользователям «ВКонтакте» реклама понравилась.

Заставьте китаянку есть пиццу палочками

Пожалуй, самый громкий скандал года разгорелся в ноябре после публикации рекламных роликов показа Dolce&Gabbana в Шанхае. На видео китайская модель безуспешно пытается есть палочками итальянские блюда — пиццу, спагетти и канноли — в то время как за кадром мужской голос советует ей, как лучше справиться с этой задачей, «играя на двойных смыслах». Компанию обвинили и в расизме, и в сексизме, а рекламируемый показ пришлось отменить.

В ответ на это Стефано Габбана назвал Китай «дерьмовой страной» и «вонючей мафией». Позже модельер заявил, что его аккаунт в инстаграме, через который было сделано заявление, взломали. Тем не менее, крупнейшие китайские интернет-магазины сняли с продажи продукцию модного дома, а звезды фэшн-индустрии потребовали удалить видеоролик.

После этого Дольче и Габбана записали видео, в котором заявили, что «всегда горячо любили Китай, а многочисленные поездки заставили их еще больше полюбить китайскую культуру». В конце ролика модельеры произнесли слово «извините» на китайском языке.

Сделайте гомофоба лицом бренда

Компания Microsoft 22 ноября выложила на своем YouTube-канале рекламный ролик с участием актера Ивана Охлобыстина. В видео под названием «Пара советов от Ивана Охлобыстина» актер рекламировал программное обеспечение в образе «компьютерного доктора» — ничего расистского или сексистского. Но после публикации пользователи твиттера напомнили американской компании о резких высказываниях актера, в частности, на тему ЛГБТ. Так, в 2013 году Охлобыстин говорил, что всех гомосексуалов он бы «живьем в печку запихал», и просил Владимира Путина вернуть уголовное наказание за мужеложство. 5 декабря ролик с канала Microsoft удалили.

Как сообщили в пресс-службе компании, такое решение было принято, поскольку компания «поддерживает принципы многообразия и инклюзивности в каждом аспекте своей работы» и борется с дискриминацией. «Мы удалили видеоролик, который появился на нашей странице в YouTube, а также весь соответствующий контент с нашего сайта», — сказали представители Microsoft.

По словам представителя актера Максима Брусницына, западные компании относятся к Охлобыстину предвзято. Сам актер ситуацию не прокомментировал. 

Автор: Арина Кочемарова