Максим Нальский: Что станет с рынком виртуальных помощников в ближайшие годы
Кто примет участие в разделе семимиллиардного пирога и что нужно для того, чтобы стать одним из этих участников?
Опыт показывает, что в высокотехнологичном бизнесе успеха добиваются экосистемы, то есть продукты, которые способны интегрировать в себя другие сервисы. В 1980-е годы борьбу за потребителя вели поставщики настольных операционных систем. Победу одержали те, кто создал самые благоприятные условия для сторонних разработчиков. Позже, когда в 2000-е создавалась индустрия смартфонов, производители действовали аналогично, с поправкой на развитие коммуникаций. Одной из главных инноваций iPhone является, конечно, магазин App Store, который благодаря мобильному интернету обеспечил беспрецедентную скорость распространения приложений. Для успеха виртуального ассистента критичным также является создание экосистемы. Другое дело, что системы на основе искусственного интеллекта — явление относительно новое, это своеобразная terra incognita.
Покупатель первого iPhone получал базовый набор функций. Он мог звонить, отправлять СМС, фотографировать, проигрывать музыку. А дальше этот набор дополнялся и расширялся за счет приложений. Разработчики виртуальных помощников тоже наделяют их базовыми функциями — узнать погоду, заказать такси. В какой-то момент появилась идея, что основным драйвером виртуальных помощников станет их использование для покупок. Именно на это изначально был нацелен умный помощник Alexa от Amazon. Но надежды не оправдались в полной мере. Заказы голосом хорошо работают при регулярных и повторяющихся покупках, вроде крема для бритья или зубной пасты, а если нужно выбрать новые ботинки или платье, люди пока предпочитают действовать самостоятельно. Сегодня Amazon делает ставку на развитие экосистемы. Они открыли платформу Alexa и дали возможность всем желающим создавать свои skills (навыки) для виртуального помощника. В результате сейчас навыки разбиты на 20 с лишним категорий, а их количество уже перевалило за 1000.
Рынок активно развивается, и говорить об абсолютном доминировании кого-то из нынешних лидеров — Amazon Alexa, Google Home или Apple Siri — преждевременно. Кроме того, лидер по частоте использования не всегда означает лидер по заработкам — например, iOS распространена меньше, чем Android, но зарабатывает экосистема Apple больше. За первое полугодие 2018-го приложения на iOS заработали 22,6 миллиарда долларов, а на Android — 11,8 миллиарда.
При этом загрузок у Android в два с лишним раза больше.
В России рынок виртуальных помощников только начинает формироваться, и количество решений на нем будет расти. Алиса от компании «Яндекс», скорее всего, не останется в одиночестве. Наверняка свое решение предложит Mail.ru, возможно, Сбербанк. «Тинькофф» готовится анонсировать голосового помощника по имени Олег. Будут и другие: место для стартапов в этом сегменте, безусловно, есть. «Яндекс» пока инвестирует в свою Алису относительно скромные суммы. Для понимания: в российской компании над этой системой ИИ работало порядка 50 человек, а в компании Amazon над одним только распознаванием человеческой речи и обучением системы Alexa пониманию, что обращаются именно к ней (так могут звать еще человека или собаку), работает 1000 человек.
Если в России пока можно просто делать конкурента Алисе, то в мире уже разворачивается борьба за то, чтобы научить виртуального ассистента работать без интернета. Например, Siri компании Apple уже умеет распознавать некоторые слова локально, но все равно перепроверяет все в облаке. И даже поставить будильник без подключения к интернету у Siri пока не получается. Для этого нужны новые поколения чипов, в которые можно будет зашить много готовых обученных нейросетей и которые одновременно сумеют подстраиваться под особенности голоса хозяина. Создание таких чипов будет мощным трендом в ближайшие пять лет.
Так что рынок VDA — реальная возможность для создания глобального стартапа и для hardware-компаний. Системы искусственного интеллекта работают на существующих центральных процессорах (central processing unit — CPU) и графических процессорах (graphics processing unit — GPU), которые разрабатывались для других задач, для другой логики. И это место будущего прорыва, после которого любой девайс будет способен выполнить огромное количество функций с помощью голосового управления, не требуя постоянного интернет-подключения. Вновь проводя аналогии с развитием рынка смартфонов, можно вспомнить британскую компанию ARM, которая лучше других делает архитектуру чипов для портативных и мобильных устройств. В 2016 году компанию купил японский Softbank за 24,3 миллиарда фунтов стерлингов (на тот момент около 32 миллиардов долларов).
Но есть у рынка VDA и свои ограничения. Одно из главных глобальных препятствий для его роста — конфиденциальность. Даже обычные интернет-сайты собирают сегодня тонны информации о своих пользователях. Некоторое время назад это стало вызывать серьезное беспокойство в обществе. Правительства и регуляторы отреагировали и приняли ряд законов в области охраны персональных данных (152-ФЗ, Общий регламент по защите данных и так далее). Виртуальные ассистенты хранят миллиарды минут человеческих разговоров. Тот же Amazon, продав несколько миллионов устройств, оснащенных Alexa, записывает все, что рядом с этими устройствами происходит. Просто потому, что иначе обучать машинные модели никто не научился. И записи этих разговоров время от времени попадают к тому, кому они совсем не предназначались. Причем далеко не всегда в результате взлома системы и кражи данных.
Недавно 1700 аудиозаписей с Alexa-устройств, принадлежащих одному пользователю, компания Amazon по ошибке отослала постороннему человеку. И это не единичный случай. Ранее Alexa неправильно распознала команду и отправила запись беседы двух пользователей сервисов Amazon случайному человеку из их общего списка контактов. Такого рода инциденты обостряют дискуссию о праве на частную жизнь и защиту информации. Так что тем, кто собирается побороться за долю на стремительно растущем рынке VDA, стоит приготовиться к тому, что значительная часть их бюджетов будет уходить на обеспечение защиты персональных данных пользователей.