Три билборда на границе православия: Милонов, Чаплин и Невзоров о том, спасут ли святые от аварий
Всеволод Чаплин, протоиерей:
Само намерение я считаю очень правильным. Конечно, иногда бывают проблемы с самими изображениями, которые не имеют отношения к религии, а являются китчем или рекламой, но в данном случае все вполне прилично. Я думаю, что в стране с православным большинством может быть гораздо больше упоминаний Бога и святых, потому что наша вера влияет абсолютно на все, в том числе и на поведение на дороге — как водителей, так и пешеходов.
В этом вопросе можно провести аналогию со спортом. У нас в стране верующих гораздо больше, чем тех, кто занимается спортом, я в этом убежден, но пропаганда спорта присутствует почти в каждой массовой программе. И в этом отношении мне непонятно, почему любое упоминание о Боге вызывает какую-то искусственную неприязнь.
Что касается представителей иных конфессий, то, если есть желание, пусть сами занимаются такого рода кампаниями, ведь светский характер государства означает лишь то, что религиозные организации не являются органами власти. Статус религии в обществе ровно такой же, как статус культуры, спорта и науки.
Александр Старовойтов, член комитета Госдумы по транспорту и строительству:
У людей бывают совершенно различные психотипы: на кого-то реклама воздействует, а на кого-то нет. Сложно сказать, как она повлияет на общество в целом. Если делать по уму, нужно было проводить исследования, беседы с психологами, специалистами. Если это все же влияет положительно, почему нет. Возьмем хороший советский фильм, «Человек с бульвара Капуцинов». Там, как мы помним, мораль такая: если показывать людям доброе кино, они будут вести себя лучше.
Если говорить в общем о дорожно-транспортной инфраструктуре, водителей отвлекает вся посторонняя информация, не связанная с правилами движения. Тем более если человек глубоко религиозный, его заинтересуют эти билборды и он начнет сильнее отвлекаться. Но если без баннеров все же не обойтись, что лучше — реклама пылесосов или изображение святого? Мне кажется, лучше, когда есть смысловая нагрузка.
Виталий Милонов, депутат партии «Единая Россия» от Санкт-Петербурга:
Изображение русского православного святого лучше, чем набившая оскомину реклама чего угодно, начиная с трусов и заканчивая хирургическими услугами. Если частная компания готова тратить свои деньги, а не деньги государства, для того чтобы украсить город таким образом, найти что-то плохое в этом трудно. Обычно подобными инициативами активно возмущается меньшинство людей. Массового же недовольства этими плакатами в Петербурге нет.
Никого же не оскорбляет, что посреди главного символа нашей страны — Красной площади — находится православный собор. А меня, когда я, например, нахожусь в Дамаске и Сирии, не смущают призывы к мусульманской молитве пять раз в день. Это называется гражданским миром. Большинство в нашей стране — это христиане, в частности, православные. Так что ничего такого в подобной инициативе нет.
Наталья Родоманова, руководитель сектора коммуникации Санкт-Петербургской митрополии РПЦ:
Санкт-Петербургская епархия не имеет к этому никакого отношения. Это частная инициатива бизнесмена, и, как в личной инициативе какого-то человека, ничего плохого в этом не вижу. Православные верующие такие же граждане нашей страны и так же платят налоги, как и представители других религий.
Игорь Моржаретто, автоэксперт:
Я считаю, что, если эти билборды кому-то помогут, пусть ставят. Может быть, кто-то поверит и будет лучше себя вести на дорогах. Любая реклама отвлекает водителя, это доказано исследованиями. Тем не менее существует версия, что водитель воспринимает ее как фон. В любом случае, прямой зависимости между рекламой и ДТП не было найдено. А какая разница — смотреть на «Макдональдс» или на лик святого? Что касается многоконфессиональности — ислам, например, запрещает изображения своих святых. А цитаты из Корана на дорогах мусульманских республик наверняка есть, это их право.
Александр Невзоров, публицист:
Бедный Питер обставили билбордами со святыми, абсолютно не понимая, кем эти святые были. Мы только что проехали плакат со Спиридоном Тримифунтским. Дяденька прославился тем, что зверски убил беременную женщину и ее нерожденного ребенка. Спиридону показалось, что дама была не слишком благочестивой, поэтому с помощью заклинания он производил удерживание плода во чреве до тех пор, пока роженица и новорожденный человечек не умерли вместе. Все остальные герои билбордов примерно такого же качества. (Оригинал здесь.)
Подготовили: Игорь Залюбовин, Арина Крючкова, Маргарита Тышецкая, Ксения Праведная