Ирина Горбачева: Счастье — это когда за свою работу не стыдно
Об участии в фестивале
В 2018 году вышло сразу три фильма с моим участием — «История одного назначения», «Тренер» и «Я худею». И все они попали в конкурсную программу Недели российского кино в Великобритании. Если честно, у меня какое-то невероятное чувство восторга и нереальности происходящего. Такие же эмоции у меня были только один раз, когда я на несколько дней приехала в Лос-Анджелес и узнала, что там показывают «Аритмию». То, что люди на другом конце света хотят пойти в кино и посмотреть твой фильм на большом экране, кажется каким-то сюром.
О самой сложной роли в карьере
Из всех моих героинь этого года мне ближе всего Наташа (фильм «Я худею»). Мы очень похожи по характеру. Ее монолог я придумывала вместе с режиссером Алексеем Нужным — для меня это очень личный момент в фильме.
Сложнее всего было работать в «Тренере». Моя героиня там — властный, прагматичный и безэмоциональный человек. Я максимально далека от нее. Во многом это была роль «на сопротивление» — я долго не понимала, что делаю, и мне казалось, что это провал.
О дружбе с Авдотьей Смирновой и перфекционизме Данилы Козловского
Когда вышла «Аритмия», я поняла, что с режиссером можно работать по любви, без насилия и давления. И что отныне я хочу работать именно так и только с теми режиссерами, с которыми мне интересно.
К счастью, во всех трех фильмах мне повезло с режиссерами. И хотя по характеру это была очень разная работа, результат превзошел все ожидания.
С Дуней Смирновой мы очень сдружились еще во время подготовки к съемкам. И на площадке я ощущала себя куколкой, окруженной Дуниным вниманием. Словно невидимой сеткой положительной энергии, через которую не пройдет никакой негатив. И можно было ничего не бояться, потому что все обязательно получится.
С Данилой Козловским было наоборот. Я боялась его, потому что он очень ответственный человек, трудоголик и перфекционист. К тому же «Тренер» был его режиссерским дебютом. Градус этой ответственности ощущался во всем, и когда я впервые попала на площадку, мне казалось, что я на съемках в Америке: все стремились к какой-то идеальной организации без права на ошибку и времени на раскачку. Поэтому первые съемочные дни я даже плакала в номере. Думала, что произошла огромная ошибка, что он зря меня взял, потому что я не справлюсь с ролью. К тому же Данина энергия ощущалась очень сильно, а я играла на площадке в основном именно с ним. Я понимала, что он смотрит на меня не просто как партнер по дублю, но и постоянно оценивает как режиссер. В итоге эти съемки стали для меня колоссальным опытом, самая настоящей профессиональной прокачкой. Я поняла, что на площадке очень многое зависит именно от меня самой. Времени на раскачивание нет — нужно быть максимально собранной и уметь входить в свою роль с боевым настроем. Когда я вошла в этот режим, мне стало очень комфортно работать.
О скептицизме на съемках фильма «Я худею»
С Алексеем Нужным у меня тоже была очень интересная история — от недоверия к вере. Я не знала Лешу как режиссера. Кроме того, на съемочной площадке какое-то время была достаточно нервная обстановка, в которой сложно было понять, что именно делает режиссер. Какое-то время я была в обороне, думала: «Так, ты говори-говори, но я буду делать свое». В плане юмора была такая же позиция: шутить только так, как самой смешно. Александра Бортич, сыгравшая главную роль, много воевала. Да и само ее психологическое состояние было непростым: она набрала для роли 20 килограмм, и в процессе съемок ей нужно было очень быстро этот вес сбросить. Какое-то время мы все словно отстреливались от Леши, не понимали, чего он хочет, и не доверяли ему до конца. Но все изменилось, когда Нужный показал нам какие-то сцены. Вообще я не люблю смотреть что-то в процессе съемок, но в этот раз сделала исключение. И это помогло мне понять, куда Леша двигается и чего хочет от нас. И что все это действительно выглядит смешно и классно.
Тем не менее, пока фильм не вышел, было сложно понять, что из этого получится.
В России редко снимают хорошие комедии, в основном они получаются какими-то пошлыми, с примитивным бессмысленным юмором. У нас с Сашей Бортич даже был уговор: не давать никаких рецензий до выхода фильма, потому что мы не хотели врать. Но когда мы увидели картину, это было абсолютным счастьем. Это вообще большое счастье, когда за свою работу не стыдно. И конечно, мне сразу захотелось работать с Алексеем Нужным и в его следующей картине. В 2019 году у нас выходит фильм «Громкая связь», в котором я играю с «Квартетом И».
О неграмотной работе российских продюсеров
Когда выходит какой-то плохой российский фильм, я очень раздражаюсь. Люди думают, что он плох из-за режиссера или артистов, а на самом деле у него хреновый сценарий и продюсеры, которые не проработали материал и разрешили этому появиться на экранах. К сожалению, эти самые продюсеры у нас не несут ответственность за плохое кино, да и деньги часто тратят не из своего кармана, а находят каких-то спонсоров. И каждый такой фильм подрывает доверие людей к нашему кинематографу. Они не так часто ходят в кино и хотят гарантированно хорошо провести время. Поэтому в основном выбирают европейские и американские фильмы, которым больше доверяют.
Чтобы это изменить, продюсеры должны включиться в процесс и действовать как настоящие акулы. Одним из таких классных профессионалов, на мой взгляд, является Александр Цекало. Он всегда гонится за какими-то интересными, свежими идеями, следит за тенденциями. Например, его работа над фильмом «Гоголь. Начало»: он взял личность, с которой нужно было сбить пыль, придумал качественную фэнтези-историю на основе произведений писателя и забил на тех, кто кричал: «Вы что?! Гоголя трогать нельзя!» И все получилось. И деньги заработали, и не подорвали авторитет российского кино. Вот это пример хорошей продюсерской работы.
О будущем российского кинематографа
Вообще российская киноиндустрия выходит сейчас на новый этап развития. Появляется внутренняя конкуренция, которой у нас долго не было. Мне кажется, что многим людям, которые сейчас занимаются кинематографом в России, важно именно его развитие, они готовы работать за идею. У русского кинематографа появилась надежда. Люди начинают верить в самих себя, в свои силы и фильмы, понимают, что они действительно многое могут. Появляются прецеденты и кассового, и авторского кино. Это здорово, потому что долгое время у нас не было хороших картин. Во многом это было связано и с неграмотной работой продюсеров. Мы потеряли уважение зрителя и сейчас пытаемся его восстановить.
Неделя российского кино в Великобритании, одним из организаторов которой стал университет «Синергия», прошла с 25 ноября по 2 декабря 2018 года. За семь дней на площадках Лондона, Оксфорда, Кембриджа и Эдинбурга показали больше 50 российских фильмов и иностранных картин, сюжет которых связан с Россией.
Подготовила Саша Чернякова