Израиль отправился покорять Луну
Фактическая сторона дела такова: в ночь с четверга на пятницу, около двух часов по Гринвичу, с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета Falcon 9. Кроме индонезийского спутника связи, она несет на себе в качестве вторичной нагрузки израильский лунник по имени «Берешит». На высоте 60 000 километров аппарат отделился от второй ступени. После трех витков вокруг Земли по эллиптической орбите он угодит прямиком на траекторию, огибающую Луну. Еще несколько витков — и аппарат снизится. На высоте 10 метров над Луной двигатели выключатся, и в середине апреля 180-килограммовая машина мягко прыгнет в лунную пыль, спружинив на лапах. Затем двое суток аппарат проведет на поверхности Луны в полном сознании, а потом останется там навечно, памятником удивительному упорству и настырности народа своей родины.
Сейчас на Луне есть три флага земных держав, из них одной (к счастью) уже не существующей. Четвертой после СССР, США и Китая могла бы стать Индия. Но миссия «Чандраян-1» ограничилась сбросом на Луну ударного зонда, а запуск «Чандраян-2» отложен до апреля. Если все пойдет по плану, четвертой на Луне станет страна, чья территория легко укладывается в провинцию Хубэй, штат Теннесси или Тверскую область, смотря что из этого вам ближе.
В деле освоения космоса познание и тщеславие сочетаются в иных пропорциях, чем это принято в других областях науки: тщеславия по рецептуре полагается больше. Но и оно бывает разных сортов. Исторически первым вариантом было «Мы самые сильные»: с такой задней мыслью когда-то шла космическая гонка между СССР и США, финансируемая из государственного кармана. Затем, уже в новом тысячелетии, на смену пришло «Мы самые предприимчивые»: родилась SpaceX Илона Маска и ей подобные коммерческие компании. Но израильский лунник представляет третью, прежде практически невиданную модель: «Мы самые дружные». SpaceIL, которая стоит за всей этой затеей, — некоммерческая организация, на иврите «амута», и вплоть до финальных стадий проекта из двух сотен ее сотрудников чуть больше дюжины получали вознаграждение за работу.
Средства на проект были собраны краудфандингом. Аналогов в истории космоса было немного: кроме мертворожденного Mars One можно назвать разве что солнечный отражатель «Маяк» и космический парус LightSail. Куда менее масштабные по замыслу, они не были доведены до конца. А у израильского лунника шансы велики как никогда.
Зафрендились в Facebook
«Амута» SpaceIL получила свое имя по сообществу в Facebook, где познакомились трое парней, затеявших эту авантюру. Это были Йонатан Вайнтрауб (инженер авиакосмической промышленности), электронщик Ярив Баш и программист Кфир Дамари. Перейти от сетевого пустословия к реальным действиям их побудил конкурс Lunar XPRIZE, объявленный в 2007 году компанией Google. Согласно условиям конкурса, 20 (впоследствии 30) миллионов долларов должны были достаться команде, которая за пять лет разработает и доставит на Луну движущийся аппарат. Луноход должен был пройти по поверхности Луны полкилометра и передать на Землю фотографии. Сроки несколько раз продлевались, пока в январе 2018 года конкурс не был окончательно отменен, поскольку его условий никто так и не выполнил.
Однако трое израильских фанатиков космоса уже не могли остановиться. За душой у них, кроме договора со SpaceX о доставке лунника на орбиту, была широкая общественная поддержка. Стоимость проекта оценили в 95 миллионов долларов, и частные пожертвования начались почти сразу. А вскоре в дело вошел концерн IAI («Аэрокосмическая промышленность»), ставший техническим спонсором. Миллионеры разных стран — по совместительству израильские граждане или просто горячо сочувствующие национальным интересам — стали собирать кто сколько может. Больше всех внес южноафриканский магнат Моррис Кан, ставший в конце концов президентом проекта. Это, разумеется, не мешало SpaceIL несколько раз оказываться на грани банкротства — в последний раз год назад. Но миллионеры опять не подкачали. Моррис Кан добавил еще, доведя свой вклад до 43 миллиона долларов, а последние 5 миллионов принес в ноябре 2018-го Сильван Адамс из Канады. Всего было собрано больше ста миллионов. По данным Nature, это рекордная сумма среди частных проектов, нацеленных сегодня на покорение Луны.
Интересный вопрос: где же было израильское государство. От национальной космической программы проект получил сперва около полумиллиона, затем сумма была доведена до двух, но дальше этого дело не пошло. Если среди ваших знакомых есть израильские налогоплательщики, они объяснят вам, почему у них нет лишних денег на покорение Луны и доставку туда бело-голубого флага. В частности, потому, что надо же как-то финансировать льготы, которые получают новые иммигранты с родины Юрия Гагарина. Ровно пять лет назад, когда народ Крыма в едином порыве бла-бла-бла, тысячи этих людей набрали на своих телефонах номер консульского отдела в надежде получить хоть какое-то гражданство кроме сомнительной ксивы страны, осрамившейся перед всем миром. Вот поэтому, в частности, на полет на Луну пришлось побираться по миллионерам. Но ничего, все получилось. Как говаривал премьер Менахем Бегин в 1981-м, запуская израильскую космическую программу, «наш еврейский гений это преодолеет».
Воробей, ласточка и книга Бытия
Рабочее название лунника, под которым он прожил большую часть своей истории, — Sparrow, то есть «воробей», потому что это самый легкий из аппаратов, когда-либо совершавших мягкую посадку на Луну. Кстати, таких аппаратов было не очень много. Перед китайским «Чанъэ-4», коснувшимся обратной стороны ночного светила полтора месяца назад, последним была советская «Луна-24», взявшая этот рубеж в далеком 1976-м.
Название «Берешит» стало итогом интернет-голосования, которое было проведено в конце 2018 года. Для тех, кто не в теме, — это слово, означающее «в начале», открывает книгу Бытия, где речь про то, как Кое-Кто творил небо и землю. Это же слово — название всей первой книги Библии на иврите, а потому на английский название лунника часто переводят как Genesis, а на русский, если вам угодно, «Бытие». Другие варианты, предложенные пользователям «изранета», были: «Снунит» (ласточка), «Голда» (имя покойного израильского премьера Голды Меир), «Рэут» (дружба), «Левана» (поэтическое имя Луны) и другие. Во главе жюри, принявшего окончательное решение в пользу «Бытия», был певец Авив Гефен, чье имя, означающее «весна», тоже было в списке. За «Берешит» в итоге высказалось больше 60 процентов. Об этом нам рассказал Леон Розенблюм, израильский космический журналист, в прошлом участник проекта «Сноб».
Что израильтяне собираются отправить на Луну? Разумеется, флаг. Свою Декларацию независимости. Несколько дисков с описанием деталей проекта и перечислением имен участников и спонсоров — ну кто знает, вдруг их там найдут инопланетяне, участники экспедиции Рогозина или будущая цивилизация землян, возникшая на обломках нашей. Если что, им будет прикольно, потому что в «капсулу времени» загружены еще и рисунки израильских детей, ужасно милые.
Ах да, еще там будет магнитометр, то есть научный прибор, призванный измерять магнитное поле на спутнике Земли. Это потому, что освоение космоса — это, конечно же, наука, и об этом нельзя забывать. С другой стороны, человечество — тоже достойный объект научного изучения. Если у израильских покорителей Луны все получится, в нашем распоряжении будет интересный научный факт о человечестве. Оказывается, оно может летать на Луну не только по мотивам чванства и корыстолюбия, но и как-то по-другому. Потрясающий научный факт, если вдуматься. Очень обнадеживающий.
Автор — научный редактор Forbes.ru