Гагарин и боги

Редакционный материал

На экраны вышел фильм «Тобол», по поводу которого еще до премьеры бушевали страсти. Над его сценарием работал Алексей Иванов, издавший потом одноименный роман, однако, увидев, во что превратилась его история, писатель попросил не упоминать его в титрах как сценариста. И теперь понятно почему

22 Февраль 2019 11:44

Забрать себе

Кадр из фильма «Тобол» Фото: Kinopoisk

В любой культуре существуют абсолютные табу, нарушение которых чревато кровавым хаосом и другими бытовыми неприятностями. Всем известно, что нельзя есть человечину, загибать страницы у книг или спрашивать у живого человека, о чем он сейчас думает. К этому списку хорошо бы добавить запрет на производство фильмов и сериалов из одного материала. Чтобы все продюсеры и режиссеры собрались как-нибудь ночью на сочинском пляже и, сжевав в ритуальных целях кусок красной дорожки, поклялись страшной клятвой никогда так больше не делать. Потому что ничего хорошего из этого не получается — прошлогодний «Черновик» был тому ярким примером, причем одноименного сериала нам так до сих пор и не показали.

Идея сделать из «Тобола» полнометражный фильм с самого начала выглядела сомнительной: в двухтомном романе Алексея Иванова было так много героев, событий и сюжетных линий, что более-менее аккуратная его экранизация могла стать только эпопеей часов на двадцать пять. Сериал Игорь Зайцев (режиссер «Есенина», «Великой» и «Каникул строгого режима») действительно снял, но устоять перед искушением показать «Тобол» на большом экране не смог ни он, ни продюсеры картины. Подход, в общем, казался вполне разумным: взять из романа-пеплума, как называет свою книгу сам Иванов, одну сюжетную линию и смонтировать на ее основе самостоятельный фильм, оставив другие для телеверсии. Роман «Тобол» действительно состоит из нескольких историй, пересекающихся, но в целом вполне самодостаточных: про раскольников, про девочку-колдунью Айкони, про махинации и интриги князя Матвея Гагарина. Зайцев из всего этого калейдоскопа выбрал историю похода за золотом Яркенда, что, в общем, тоже выглядит вполне логично: тут тебе и война, и любовь, и государственное строительство, и межнациональные конфликты. Вот только глядя на получившийся результат, уже не удивляешься, почему Алексей Иванов не захотел значиться в титрах как автор сценария.

Кадр из фильма «Тобол» Фото: Kinopoisk

Все начинается в Санкт-Петербурге, где Петр Первый, сыгранный Дмитрием Дюжевым с подбритым лбом, по-царски несмешно каламбурит и, поддавшись на уговоры князя Гагарина (Евгений Дятлов), отправляет в Тобольск отряд под предводительством полковника Бухгольца (Александр Лазарев-младший). Тот должен набрать на месте рекрутов, чтобы отправиться в далекий и почти мифический Яркенд на поиски обещанного Гагариным золота. Вот только у самого князя, как выясняется, несколько иные планы: он пообещал китайцам, что Россия выступит на их стороне в войне с кочевниками-джунгарами, и теперь собирается с помощью присланного войска развязать на границе империи небольшой конфликт. Интрига, в общем, удается: до Яркенда Бухгольц так и не добирается, застряв где-то посреди заснеженной степи в наспех построенной крепости и увязнув в бессмысленном и безысходном противостоянии с джунгарами. Вместе с ним зимуют пленный швед Йохан Ренат, влюбившийся в замужнюю немку Бригитту и мечтающий любой ценой вернуться домой, молодой поручик Иван Демарин, который тоскует по оставшейся в Тобольске девушке Маше, а также барабанщик и будущий герой Петька, сын Семена Ремезова — историка, художника, архитектора и вообще местного Леонардо да Винчи.

Кадр из фильма «Тобол» Фото: Kinopoisk

И все вроде бы в этом фильме прекрасно: сказочный Тобольск, лютые кочевники, гонки по реке, дуэли на пушках. К актерам тоже никаких претензий, даром что крикливого, но тщедушного Ремезова играет огромный Дмитрий Назаров — темперамент здесь действительно важнее. Даже концы обрубленных сюжетных линий нигде не торчат — разве что вдруг появится в кадре Иван Колесников с единственной репликой и снова исчезнет. Вот только непонятно, зачем вообще все это. Вот эти построенные в чистом поле города, многотысячные массовки, нарисованные облаками ангелы — это все нужно, чтобы рассказать историю бессмысленного похода за золотом? Да, осада снежной крепости могла бы стать прекрасной сибирской илиадой, а возвращение из нее — одиссеей, но к чему там тогда Петербург и Тобольск? Для чего Ремезов и Петр Первый? А если фильм все-таки называется «Тобол», то где же в нем столица Сибири? Где фантастические проекты и великие стройки Семена Ремезова, который считал себя вправе покрикивать на Гагарина? Где грандиозные планы самого Матвея Гагарина, который был вовсе не мелким интриганом и мошенником, а первым сибирским губернатором, много наворовавшим, но и немало сделавшим для края? Где бесконечная и невозможная земля, населенная печальными племенами и умирающими богами?

Кадр из фильма «Тобол» Фото: Kinopoisk

Хочется, конечно, надеяться, что все это будет в сериале, но зрителям в зале от этого не легче. Нельзя нарезать из романа фрагменты и слепить из них рассказ. Отрывок для школьной хрестоматии, пара сцен для мелодекламации на творческих вечерах — это сколько угодно, а вот самостоятельное произведение из такой аппликации не получится. В лучшем случае — дадаистический коллаж. Собственно говоря, «Тобол» временами как раз и напоминает нечто подобное: отдельные эпизоды сменяют друг друга, но уловить между ними связь не всегда получается. С точки зрения композиции, главный герой фильма вроде бы Иван Демарин: по крайней мере, все начинается встречей молодого поручика с Петром и заканчивается его возвращением в столицу. Однако больше всего картина похожа на красочный бред пленного шведа, лежащего в горячке где-то в избе посреди огромной Сибири. В его воспаленном мозгу сменяют друг друга фантастические видения — сахарные башни кремля, орды кочевников, белокурые красавицы, золотые украшения, — но смысл происходящего куда-то ускользает, и уже невозможно понять, кто, с кем и за что воюет в этих снегах.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме

Читайте также

Главным героем фильма, поставленного по роману Сергея Лукьяненко «Черновик», неожиданно оказался Кремль — во всех параллельных мирах он доминирует над пейзажем и диктует свою волю режиссеру
На экраны выходит картина «По половому признаку» — история Рут Гинзбург, которая в 1970 году добилась отмены закона, дискриминировавшего мужчин, чтобы начать борьбу за гендерное равноправие и отредактировать все американское законодательство

Новости партнеров

Секс, страх, отвращение и много вопросов. Главный редактор проекта «Горький» Константин Мильчин посмотрел фильмы проекта «Дау» в Париже и уже несколько дней может думать и разговаривать только об этом
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться