Как сделать выбор и не ошибиться. Небанальные советы психотерапевта
Парадокс выбора
Вы ходили в магазин? Вам знакомо раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь, а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через две недели со скидкой, или вообще можно было не покупать. Психологи тоже люди и тоже ходят в магазин. Очевидно, что они испытывают те же чувства, что и все. Поэтому они внимательно изучили этот феномен и назвали его «парадоксом выбора».
Парадокс выбора заключается в том, что при наличии большого выбора мы никогда не можем быть уверенными, что наше окончательное решение было верным. Приходишь в ресторан. Тебе предлагают меню. Ты никогда не можешь съесть все. Приходится выбирать. Но как выбрать самое вкусное? Что бы ты ни выбирал, всегда кажется, что дама за соседним столиком есть что-то более аппетитное. Поэтому я очень люблю маленький домашний ресторанчик в городке Бурж. В этом ресторанчике не нужно ничего заказывать. Хозяйка готовит для всех одно меню: суп — один, второе — одно, десерт — один, напитки — два (чай или кофе). Видимо, по тем же причинам в Англии столь популярна сеть ресторанов «Burger&Lobster», которую открыл бывший российский ресторатор Михаил Зельман. Концепция сети гениальна. В меню всего лишь два блюда по одинаковой цене 20 фунтов: гигантский лобстер и огромный бургер. Оба идеального качества. Выбрать, к чему склоняется ваше подсознание при условии одинаковой цены (к мясу или рыбе), не составляет большого труда. Поэтому очередь в рестораны Зельмана сравнивают с очередями в «Харродс» во время распродаж. «В идеале в ресторане должно быть одно блюдо, а не два. Однако совершенным в этом мире является исключительно Бог, а мы к нему можем только стремиться», — скромно признается Зельман.
Чтобы показать, как парадокс выбора влияет на наше поведение, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем. В магазине для гурманов они выставили баночки с высококачественным вареньем. Но в одном случае выбор был из 6 сортов, а во втором случае — из 24. Результаты эксперимента показали, что при меньшем выборе баночку варенья купили 30% посетителей, а при большем — 3%. Вердикт психологов однозначен: при слишком большом выборе усилия, затраченные на выбор, снижают удовольствие от любого выбора.
Видимо, российское правительство узнало об этих экспериментах, и у россиян стало меньше психологических проблем из-за отсутствия «парадокса выбора». Продуктов стало заметно меньше, и скоро в магазине будет колбаса одна (просто Колбаса) и сыр один (просто Сыр). Хотя, должен заметить, что одномоментное присутствие в магазине и сыра, и колбасы напрягает граждан. Что-то явно нужно убрать для облегчения трудной их жизни. В идеальном государстве гражданам не нужно напрягать мозги. Вы еще не забыли рыбный день по четвергам? Забыли? Тогда скорее вспоминайте.
И вообще, идеальным гражданам в Российском государстве не нужно иметь ни мозгов, ни выбора — и всем будет счастье.
Синдром Ассоли
Вы слышали фразу, что ожидание праздника всегда лучше самого праздника? Слышали. Тогда я расскажу вам о так называемом синдроме ожидания, или синдроме Ассоли.
Синдром ожидания, или синдром Ассоли, проявляется в желании как можно быстрее прожить определенный отрезок времени (скорее бы лето, скорее бы выходные, скорее бы отпуск, скорее бы окончить школу, скорее бы выйти замуж, скорее бы развестись, скорее бы дети выросли, скорее бы выйти на пенсию…).
Знакомые состояния? Тогда должен вас огорчить. Синдром ожидания является одной из ранних форм предсуицидального поведения, потому что отражает желание быстрее прожить свою жизнь. А жизнь — она не резиновая.
При синдроме ожидания жизнь «здесь и сейчас» не радует и человек живет надеждой на будущее — сейчас плохо, но потом будет хорошо, поэтому сейчас нужно не прожить, а пережить, человек мечтает «убить время», чтобы скорее наступило завтра. Он надеется, что в жизни что-то произойдет само собой (приедет принц на белом коне, появится легкая работа с большим заработком и т. д.). Но надежда — очень хрупкий феномен, и часто не она умирает последней — последним умирает человек, в котором она умерла.
Поэтому мой совет: не ждите, что наступление лета, осени или зимы, или окончание школы, или выход на пенсию сами по себе решат ваши проблемы. Вы можете их решить, и пенсии для этого ждать не нужно.
Жизнь честного человека в России делится на два периода: первый — когда ты всю жизнь честно работаешь, и второй — когда ты узнаешь размер своей пенсии и оставшуюся жизнь жалеешь, что работал честно.
Китайская мудрость
В Китае, где много лет прожили мои бабушка и дедушка, где родилась моя мама, есть две пословицы. Одну из них в России знают очень хорошо, а вот вторую почти никто не знает. А зря.
Первая звучит так: «Дорога в тысячу ли начинается с одного шага». А вот вторая менее известна, но не менее мудра. Звучит она так: «Знать, как пройти дорогу в тысячу ли и пройти ее, — это разные вещи».
На этом моменте, по моим наблюдениям, спотыкается в жизни очень большое количество людей. Человек знает, как решить проблему, и на этом основании ему кажется, что проблема уже практически решена. «Я же знаю, как ее решить, значит, могу решить, а раз могу — можно не волноваться и не спешить, и зачем же ее решать сегодня, если можно завтра».
Мы все знаем, как можно выучить английский язык. Мы знаем, что это дорога в тысячу ли, и знаем, как ее пройти. Каждый день занимайся по часу — и рано или поздно ты выучишь английский язык. Мы все делаем первый шаг, но многие ли из нас прошли дорогу в тысячу ли на пути овладения английским языком? А многие ли из нас прошли дорогу в тысячу ли в своей профессии? Многие ли прошли дорогу в тысячу ли в своих отношениях?
Поэтому мой совет прост: не обманывайте себя, думая, что вы уже практически решили проблему, когда знаете, что делать и с чего начать. Дорогу в тысячу ли нужно еще пройти. А жизнь прожить — не поле перейти. (Это уже русская мудрость.)
Счастье и антидепрессанты
Слово «депрессия» в настоящее время стало очень модным. Этим словом объясняется все что угодно, в первую очередь нежелание и неумение решать свои проблемы. А когда человек не умеет и не желает решать проблемы сам, находится очень много желающих ему в этом помочь. Поэтому второе после «депрессии» модное сегодня слово — это «антидепрессанты». Дело дошло до того, что говорят: «Если у человека все в жизни в порядке и хорошее настроение — значит, хорошо подобраны антидепрессанты».
Фармакологические компании радостно откликнулись на вечное желание людей с помощью волшебной таблетки решать проблемы, и вот уже пять поколений антидепрессантов пытаются безуспешно поднять настроение прогрессивному человечеству. Правда, все забывают, как называется самый успешный антидепрессант всех времен и народов, который был синтезирован в 1874 году английским химиком Алдером Райтом и сумел победить любую боль, любую депрессию, любую меланхолию. Антидепрессант настолько мощный, что для его названия ученые использовали слово «герой» и назвали его в конце XIX века «героин». И вы знаете сегодня, чем все это кончилось.
Чем кончится сегодняшнее увлечение новыми поколениями антидепрессантов, пока можно только предполагать, но мне кажется, что ничем хорошим. Немецкий самолет, направленный вместе со 150 пассажирами в землю пилотом, сидевшим на современных антидепрессантах, — это только один из звоночков.
Подобных звоночков я слышу множество. И один из них недавно раздался в моем кабинете. Оказывается, подростки, мечтающие похудеть, без проблем покупают современные антидепрессанты в аптеках, принимают их в огромных дозах, чтобы не чувствовать голод, и за считаные недели полностью разрушают нормальное функционирование своей психики, доводя себя до неконтролируемой агрессии и суицидальных попыток.
Поэтому мой совет: осторожнее относитесь к антидепрессантам. Пожалуйста, ищите свое счастье, не ищите таблетки счастья. Потому что счастье в жизни есть, а таблеток счастья — нет.
Антидепрессанты помогают забыть, что хочется умереть, но они не помогают вспомнить, зачем хочется жить.