Секс как оружие. Изнасилование в Семи Королевствах «Игры престолов»
Мартин Ллойд
Вы знаете, что я видел? Мясорубку. Младенцы, дети, старики. Изнасиловано больше женщин, чем можно сосчитать. В каждом есть зверь, и он оживает, когда человеку вкладывают в руку меч.
Джорах Мормонт
Изнасилование в основном используется, чтобы причинить боль, осквернить и унизить.
Медиапсихолог Джойс Бразерс
Статистика говорит, что примерно каждая пятая женщина на протяжении жизни подвергается сексуальному насилию, хотя это не значит, что такое огромное число мужчин совершает сексуальное насилие. Что же отличает тех, кто так поступает? В разное время предлагались различные объяснения изнасилования. Традиционно его рассматривали как акт сексуальной девиации, то есть считали, что насильниками движут сексуальные мотивы, а от других они отличаются тем, что неспособны себя контролировать или же возбуждаются, именно применяя силу. Относительно недавно изнасилование стали трактовать как средство достижения власти и контроля, при этом собственно секс не играет главную роль. Совокупность имеющихся результатов исследований свидетельствует: ни одно объяснение в отрыве от других не является исчерпывающим. Существуют разные типы насильников, и различает их мотивация. Сцены сексуального насилия в «Игре престолов» — как состоявшегося, так и попыток его совершить — иллюстрируют некоторые из этих мотивов.
Классификация насильников
Учитывая различие мотивов изнасилования, было разработано несколько систем выявления типов насильников, определяемых их мотивами и поведением. Универсальной согласованной системы нет, но каждая из разработанных служит определенной цели. ФБР использует собственный подход. В академических кругах одной из наиболее известных является «Пересмотренная типология насильников Массачусетского исправительного центра». Хотя к ней были предложены различные поправки, она по-прежнему используется профессионалами для классификации насильников. Исходя из их мотивации и преступного поведения, эта система выделяет пять основных типов (табл. 5.1).
Власть и контроль
Санса Старк неоднократно становится жертвой сексуального насилия или покушения на него. В первый раз ее утаскивают и едва не насилуют бунтовщики, разъяренные действиями короля Джоффри. Таким образом, это представляется чистым выражением ярости. У нападавших не было никаких планов на секс, насильственный или какой-либо вообще. Скорее, они голодны, злы и разочарованы жестокими указами, которые привели их к такому положению. Им требуется на кого-то напасть, причинить боль, поскольку они сами пострадали. В попытке выразить свою ярость напавшие на Сансу демонстрируют признаки насильников, яростных в целом. Их гонит ярость вообще, ярость по отношению к миру в целом. У насильников этого типа, как правило, нет умысла на изнасилование; их агрессия — ситуативное преступление. Напавшие на Сансу не могли знать, что в это время разразится бунт; они просто использовали возможность наброситься. Озлобленные в целом насильники в конечном счете не мотивированы сексом. Более того, схватившие Сансу не мотивированы сексуальным желанием; они просто хотят причинить боль. В этом случае изнасилование оказалось бы средством получить власть, которой им не хватало в их собственной жизни.
Многие, как в Вестеросе, так и в реальном мире, испытывают ярость. Однако большинство людей не становится насильниками. Чем же тогда отличаются те, кого озлобленность толкает на изнасилование? Один из вариантов предполагает, что у насильников яростных в целом уровень психопатических признаков выше, чем у насильников других типов. Психопатия — это набор личностных характеристик, в первую очередь связанных с отсутствием сострадания. Признаки подразделяются на две большие категории: связанные с эмоциональным дефицитом и с преступным образом жизни. Яростные в целом насильники, как правило, имеют высокие показатели в обеих категориях. Таким образом, они более склонны к агрессивному или преступному поведению (вторая категория) и естественным образом предрасположены реагировать насилием на недовольство жизнью. В силу отсутствия эмпатии (первая категория) они свободны от норм, запрещающих причинять боль другим. Они могут совершать такие ужасные поступки, как изнасилование, потому что им безразличны страдания жертвы, они неспособны на сочувствие. Так что напавшие на Сансу, скорее всего, часть разъяренной толпы, лишенной способности к эмоциональному взаимодействию с другими людьми.
Коронованная жестокость. Пример сексуального садизма
Если человек получает сексуальное удовлетворение, причиняя другим боль, то, согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, он попадает в диагностическую категорию «сексуальный садизм».
Это расстройство определяется по двум пунктам:
- Неоднократно испытывалось сексуальное возбуждение при причинении физического или душевного страдания другому лицу.
- Действия совершались из побуждений причинить боль кому-либо, кто не давал на это согласия, или подобное желание испытывалось даже без последующей реализации.
Если и есть персонаж, который испытывает сексуальное возбуждение от страданий других людей, — это Джоффри Баратеон. Мы видим много примеров того, как Джоффри наслаждается, мучая других, но его сексуальный садизм абсолютно очевиден, когда при возможности заняться сексом он вместо этого выбирает насилие. Похоже, Джоффри не в ладах с сексом — насилие для него естественнее. Потребности, которые большинство людей удовлетворяют сексом, он удовлетворяет пытками.
Культура изнасилования
Один из наиболее точных провозвестников сексуального насилия — совокупность качеств, называемая гипермаскулинностью. Борьба и физическое превосходство ценятся выше всего, опасность подхлестывает, а отношение к сексу становится бездушным или обезличенным — вот набор типичных для нее свойств. Другими словами, это довольно верное описание дотракийцев (в книгах и на экране). Будучи кочевыми воинами, они, по-видимому, живут, чтобы побеждать. Завоевав народ, они непременно должны изнасиловать всех женщин, хотя Дейнерис удается отменить этот обычай хотя бы на время. Однако ее усилия встречают ожесточенное сопротивление: для дотракийцев в порядке вещей взять женщин как военные трофеи. Учитывая общепризнанную в дотракийской культуре приемлемость изнасилования, нельзя классифицировать каждого отдельного воина-дотракийца как насильника определенного типа, как рассматривалось в предыдущем разделе. Однако существуют концепции, объясняющие, как целая культура может прийти к принятию столь ужасающего действия.
Гипермаскулинность — продукт социализации. Она формируется в результате того, что мужчин учат быть агрессивными и доминировать, а также поддерживать друг друга в агрессивном и воинственном отношении к сексу. В реальном мире подобная социализация встречается, среди прочего, в исключительно мужских группах в университетских кампусах. Дотракийцы, безусловно, одобряют агрессивный секс, что явственно видно в их свадебных ритуалах. Такие взгляды оборачиваются сексуальным насилием, когда гипермаскулинные мужчины относятся к женщинам как к чему-то чуждому, одновременно неполноценному и даже опасному. Это создает сценарий, где женщину хотят и в то же время страшатся, что ведет к выражению сексуальной власти и контроля. Иллюстрацией может служить обращение дотракийцев с Мирри Маз Дуур, которую изнасиловали, но при этом боятся как ведьму. Гипермаскулинность — важная черта любого из патриархальных обществ, к которым относится и дотракийское. Когда высшая власть принадлежит мужчинам, это приводит к ощущению сексуального права, о котором пойдет более подробный разговор в следующем разделе, а сексуальное право во взаимодействии с гипермаскулинностью повышает вероятность изнасилований. Таким образом, почти любой аспект гипермаскулинной культуры дотракийцев заставляет их считать изнасилование приемлемым.
Исторически изнасилование было неотъемлемой частью войны, и победители насиловали тех, кого завоевывали. Одна из причин этого в том, что изнасилование и война управляются одними и теми же маскулинными ценностями, а воины практически всегда подчиняются описанной выше мужской социализации. Кроме того, завоеватели чаще совершают изнасилования не в бою, а после его окончания, и сексуальное насилие используется для снятия стресса и выхода агрессии. Дотракийцы — пример того, как происходит изнасилование во время войны. Насилуя женщин после сражения, они ощущают это действие как месть мужчинам, которые с ними сражались, и как способ дегуманизации завоеванных, относясь к ним как к недочеловекам. Жестоко обращаться с людьми гораздо легче, если вывести их из категории человеческих существ, имеющих права и достоинство.
Изнасилование знакомым человеком
Изнасилование знакомыми людьми, в том числе в рамках романтического партнерства, на самом деле более распространено, чем изнасилование незнакомцем. Фактически примерно на 80% женщин и девушек, подвергшихся сексуальному насилию, напал кто-то знакомый. Факторы, ведущие к подобным нападениям в партнерских отношениях, многочисленны и разнообразны. Несколько примеров изнасилования супругом или партнером в «Игре престолов» иллюстрируют ряд таких мотивов, и сильнее всего возмутивший публику пример — сексуальный акт между Джейме и его сестрой Серсеей перед телом их убитого сына (в телевизионной версии саги). Кто-то может спорить, было ли это изнасилованием, однако просмотр сцены не оставляет сомнений.
Что касается мотивации, Джейме обладает многими чертами, которые уже обсуждались. Будучи рыцарем, он наверняка подвергся гипермаскулинной социализации, его тренировали побеждать в состязаниях и сражаться любой ценой. Будучи знатным — безусловно, считает, что имеет право на многое. Как отец — испытывает горе из-за гибели сына и чувство вины, поскольку не защитил его, и все это усугубляется обвинениями и отвержением со стороны Серсеи. Изнасилованию часто предшествуют отрицательные эмоции преступника. Кроме того, многие насильники ощущают неполноценность — чувство, знакомое Джейме из-за потери руки и, как следствие, утраты боевого мастерства, одного из важнейших для него качеств, определяющих личность. В конечном счете сочетание всех этих факторов подтолкнуло его к насилию.
Изнасилование и отсутствие сочувствия
Подтип насильников, называемых садистическими насильниками, получает сексуальное удовольствие, причиняя боль или унижая других людей. Рамси Болтон, насилующий в первую брачную ночь Сансу, относится к этой категории. Рамси явно наслаждается, причиняя людям боль, что мы видим, когда он калечит Теона, но неясно, испытывает ли он, доставляя страдания, именно сексуальное удовольствие, как Джоффри. Поэтому трудно однозначно классифицировать Рамси как садистического насильника. Возможно, у него больше общего с яростными в целом насильниками, описанными ранее. Он выражает свою ярость, набрасываясь на людей. Однако его преступления в значительной степени спланированы, что гораздо чаще встречается у садистов, чем у яростных в целом насильников. Хотя степень его сексуальной мотивации туманна, одно можно сказать наверняка: Рамси — психопат, который не испытывает сочувствия ни к одному живому существу. Отсутствие совести позволяет человеку делать что угодно, чтобы получить удовольствие.
Зачем понимать насильника?
Зачем рассматривать с теоретических позиций людей, которые совершают сексуальное насилие? Научный или беспристрастный анализ служит конкретной цели: невозможно решить проблему, которая не была должным образом понята. Хотя в этой главе не рассматриваются последствия насилия для жертв, именно ради жертв проводятся подобные исследования. В реальном мире, как и в Вестеросе, жертвами изнасилования становится столь огромное число женщин, что в это трудно поверить, и мужчины тоже бывают жертвами. Вина за эти действия целиком лежит на насильниках, но факторы, которые двигают ими, необходимо понять, потому что только тогда мы можем надеяться на перемены к лучшему.
Перевод: Анна Китаева