Фото: Hamish Weir
Фото: Hamish Weir

Наш мозг работает таким образом, что естественной реакцией на страх является побуждение бежать или мгновенный, без малейших размышлений отказ от действий, если они ставят под угрозу наш эмоциональный комфорт. Страх словно говорит нам: «Атас, уноси ноги!» И это правильно, когда мы сталкиваемся с настоящей угрозой (психологической или физической), но что, если ее нет? Большинство из нас не задаются вопросом, реальна опасность или мнима. Ничуть не задумываясь об этом, мы делаем все, что в наших силах, чтобы избежать неприятных чувств, потому что кому же хочется навлекать на себя лишние переживания? Но эта непроизвольная реакция на страх — одна из причин, почему нам так трудно укрепить уверенность в себе и почему страх всегда берет над нами верх и обескураживает. Раз вы открыли мою книгу, значит, хотите вырваться из этого ложного состояния.

В первую очередь нам нужно выстроить соответствующую установку. Плохо ли само по себе чувство страха?

Задайте себе этот вопрос. Поразмышляйте над ним. Может быть, ужасная вещь, от которой мы бежим, не злобный бешеный пес, а испуганный щенок, которого нужно погладить. Я вообще по натуре человек беспокойный, а уж с тех пор, как узнала, что, нравится нам это или нет, от страха все равно никуда не деться, я решила принимать чувство страха как активное побуждение к действию. Теперь я использую его как путеводную нить. Опасения, которые мы испытываем, когда действительно боимся провала, потому что нам не все равно, указывают направление к тому, что для нас важно. Действуя как ракетное топливо, они направляют наше внимание на ту часть жизни, которую, возможно, нужно улучшить, помогают сосредоточиться на существенных для нас сферах — и даже ведут к намеченной цели. Потому и говорится: «Если ты не боишься, значит, делаешь что-то не так».

Раньше я изо всех сил пыталась подавить страх, когда бы он ни появлялся (это все равно что закрывать крышку табакерки с чертиком); придумывать оправдания отказов, продиктованных страхом, было для меня привычным делом. Если что-то вызывало приступ паники — в определенный момент это могло быть даже предположение о поездке за границу, я выискивала причины уклониться от действий, вместо того чтобы просто признаться: «Я боюсь».

Я не только потчевала этими отговорками других, но и пыталась убедить саму себя в том, что, например, «не могу никуда идти, потому что собиралась искупать собаку». Летать я не боялась, но робела уезжать далеко от дома — покидать зону комфорта в буквальном смысле. Легче было надеяться, что произойдет извержение вулкана, чем встать лицом к лицу со своим страхом и сказать: «Да в чем дело?» или «Не надо ли мне над этим поработать?».

Издательство «Альпина Паблишер»
Издательство «Альпина Паблишер»

Если, так же как и я, вы не хотите, чтобы страх ограничивал вашу жизнь, то должны принять, что от него никуда не деться. Теперь, если я чувствую, что мне хочется забраться под одеяло и накрыться с головой, вот что я делаю:

1. Останавливаюсь. Вместо того чтобы позволить страху меня парализовать, я решаю проработать его. Правда ли, что страх — это плохо? Заслуженно ли он считается негативным явлением?
2. Осознаю свои чувства и принимаю их. Страх — нормальный, естественный и неизбежный феномен. Я пытаюсь разобраться, откуда он проистекает и почему его испытываю. Страх часто является результатом недопонимания. Чего именно я боюсь?
3. Спрашиваю себя: «Не потому ли я боюсь этого поступка, что на самом деле хочу совершить его?»
4. «Не является ли страх свидетельством того, что пришло время действовать?»
5. «Существует ли на самом деле опасность для моего благополучия —  эмоционального или физического?»
6. «Не путаю ли я страх с радостным волнением?» (Мой организм с трудом различает разницу.)
7. «Может быть, страх не самое неприятное чувство, а что-то вроде внутренней топки?»
8. «Разве я не хочу принять вызов?»
9. Напоминаю себе, что во мне есть два человека: ребенок, который считает страх отрицательным явлением, и взрослый, который видит открывающиеся за ним удобные возможности. На поводу у которой из своих личностей я пойду?
10. «Не показывает ли мне страх ту сферу моей жизни, которую он ограничивает?»
11. «Хочу ли я сделать следующий шаг и повернуться лицом к своему страху, чтобы он больше не связывал меня по рукам и ногам?»
12. Также я напоминаю себе о природе страха: о том, что он доминирует над рассудком и не принимает во внимание факты. Страх — это эмоция.
13. Я напоминаю себе, что страх полезен. Он свидетельствует, что я готова к действию, он не помешает мне, если я решу двинуться дальше, и, скорее всего, он поможет мне лучше справиться с задачей (что бы я ни делала).
14. «Если совсем устранить страх, захочу ли я предпринимать те или иные действия?»
15. Даже когда я прорабатываю свои страхи, они, возможно, никуда не деваются — не ждите, что вдруг станете бесстрашным, — но вместо того, чтобы преодолевать их, я проникаю в них. Есть еще один вопрос, который надо задать себе: «Могу ли я использовать страхи для своей выгоды?»

Вместо того чтобы воспринимать страх как угрозу и повод избегать действий, примите решение, что с сегодняшнего дня он становится инструментом в вашем арсенале уверенности. 

Итак, что вы выбираете: «Атас, уноси ноги!»
или
«Встречай страх лицом к лицу, изучи его, прими его и поднимись над ним»?

Перевод: Елизавета Рыбакова