Top.Mail.Ru

Древние обряды в петербургской поликлинике

Редакционный материал

Психолог провела эксперимент с самой юной возрастной группой. Вот что из этого получилось

18 Март 2019 10:54

Забрать себе

Иллюстрация: Рита Морозова

Весной обостряются все инстинкты. В том числе исследовательский. В том числе и у меня. Так что я решила провести новый эксперимент. Причина и одновременно повод для этого — слова родителей совсем крошечных детей: «Я не понимаю, почему это так, но оно так. И меня это порою смешит, а порою тревожит». Слова эти были произнесены в моем кабинете неоднократно.

Я исследователь по духу, поэтому первый вопрос, который у меня возник: а оно действительно так, вам не кажется?

Вот на этот вопрос мое мини-исследование и отвечает. На всякий случай напоминаю, что все мои эксперименты и исследования к настоящей науке имеют весьма отдаленное отношение.

В моем эксперименте на этот раз участвовало ровно пятьдесят детей. Детей с родителями я, как всегда, «наловила» среди своих пациентов и в коридорах своей детской поликлиники. Возраст детей — от восьми месяцев до полутора лет. Я решила более старших не брать, потому что в них уже вполне человеческие качества проклевываются и некоторые из них могут даже говорить. Все мои «экспериментальные» младенцы были практически бессловесными.

Место проведения эксперимента — небольшая уютная рекреация в поликлинике. Когда там нет приема врачей, в ней вообще никого нет. И дверь закрывается. То есть никто и ничто не мешает и детей не отвлекает. В своем кабинете я эксперимент не проводила по той простой причине, что там слишком много игрушек, которые могли бы помешать проведению эксперимента. В рекреации же никаких свободно стоящих игрушек не было.

Для начала мы туда приходили с ребенком и его матерью и пару минут спокойно разговаривали с женщиной о погоде, природе и видах на урожай. За это время ребенок привыкал к обстановке и ко мне, переставал опасаться подвоха (обстановка безопасная, никого кроме безобидной на вид тети в окружении нет, мама рядом, сидит спокойно и уходить не собирается), и у него включался тот самый исследовательский инстинкт.

Тогда я доставала из-под банкетки принесенную с собой сумку и раскладывала и расставляла на полу  несколько предметов. Чувствовала я себя при этом древним арием.

Вы спросите почему? А потому что у многих арийских (единых по происхождению) народов, в том числе и у славян,  существовали в древности похожие между собой обычаи. Перед младенцем, который уже начал ползать, раскладывались в ряд четыре предмета: обычно это было что-то из оружия, монеты, книга и какое-то орудие труда. Считалось, что к чему младенец первому потянется, то и определит его будущее: оружие — значит воин, книга — книжник, мудрец, монеты — торговец, орудие — крестьянин или ремесленник.

Что же лежало на полу рекреации? На самом деле — ничего похожего на предметы обихода древних:

  • красный пластмассовый паровозик с трубой
  • небольшой развивающий центр с трещоткой и крутилкой
  • кукла Барби в красивом платье
  • пупсик в ванночке
  • плюшевая собачка с очень симпатичной мордочкой
  • айфон
  • айпад

Оба электронных прибора принадлежали мне, ребенок до того их не видел, и они были выключены, то есть с абсолютно черным экраном.

Вы понимаете, что я, с некоторым даже ужасом, обнаружила с первых же эпизодов?

Презрев яркие и красивые игрушки, дети уверенно ползли или шли к абсолютно невзрачному на вид айфону и забирали его себе. Большинство тут же приходило «с добычей» к матери. Те, которые постарше, уверенно протягивали ей прибор с недвусмысленным посланием: включи! Более того, если мать говорила: я не могу, это тети айфон! — и указывала пальцем на меня, старшие тут же переадресовывали требование.

И это было именно то, о чем мне говорили родители и что послужило причиной для проведения эксперимента:

- она выберет мой телефон из всех игрушек,

- я никогда не даю ему играть в телефон, я знаю, что это вредно, но он все равно к нему тянется,

- только вот телефон и позволяет его успокоить,

- как увидит на диване планшет, так обязательно к нему и ползет.

Дальше я пыталась варьировать условия. Например, включила в набор похожий на айфон по форме и размеру кожаный очешник. Некоторые дети хватали его первым, но рассмотрев, отбрасывали. Включила детскую книжку, несколько крупных деталей конструктора и даже, отчаявшись и снова вспомнив древних ариев, монеты. Книжка трех детей заинтересовала, все остальное конкуренции не выдержало. Уже в конце поставила довольно большую сложную железяку и банку с грецкими орехами. Железяка привлекла внимание одного толстого сумрачного десятимесячного младенца. Он взял ее двумя руками, отвернулся от нас и стал в охотку грызть с жутким скрежетом. Пришлось отнять.

Подумав еще, я отловила трех бабушек с внуками, за которыми они регулярно и много присматривают, пока матери на работе или учебе.

Одна бабушка призналась в своей интернет-зависимости. Ее внук уверенно выбрал айфон. Две другие бабушки старенькие и по телефону в основном звонят, и то не часто. Их внуки выбрали книжку и куклу. «Вот если бы у вас тут телевизор был…» — сказала мне одна из этих двух бабушек.

По результатам, суммируя:

У 41 из 50 детей предметом выбора оказались айфон или айпад. Айфон с явным преимуществом — 34 против 7. Айпад выбирали только старшие — от года и двух месяцев до полутора лет.

Все родители, конечно, пользуются телефонами. В том числе и на глазах у детей. Но большинство родителей уверяли меня, что категорически не дают своим крошечным детям играть телефонами и планшетами. Только пятеро сказали, что регулярно (хотя и ненадолго) включают на них для детей мультфильмы. У всех детей «дома много игрушек», в том числе «развивающих». Со всеми «занимаются и разговаривают».

Все 50 родителей и прародителей уверенно говорят, что хотели бы, чтобы их дети в первую очередь осваивали реальный мир, а уж потом — виртуальный.

Все психологи (и я в их числе) с апломбом утверждают, что у маленьких детей наглядно-действенное мышление, то есть им надо в первую голову трогать, нюхать, грызть, вертеть и все такое. Но мои подопытные малыши даже не пытались грызть или вертеть айфон, и уж тем более айпад. Они хотели его включить! То есть использовать строго по назначению — как портал в другой, виртуальный мир.

И возможность (только возможность! — помните, что гаджеты были выключены и дети отчетливо видели их черные экраны) открытия этого портала перевешивала для них яркие, доступные, якобы соответствующие их возрасту игрушки. При этом гаджеты были мои, а не родительские, то есть даже самые маленькие дети уверенно опознавали желаемый класс предметов, и только четверо сначала ошиблись и схватили очень похожий на гаджет очешник.

С чем же мы имеем дело?

Если честно, на сегодняшний день у меня нет ни одной рабочей гипотезы, которая удовлетворяла бы меня саму.

Единственное более-менее внятное, что я могу предположить, — имитационное поведение. Дети видят и считывают эмоциональную значимость манипуляции с гаджетами для родителей, и их мозг делает вывод: значит, и для меня это важно, значит, и я должен к этому стремиться.

Но тут слишком много натяжек, и я это понимаю.

А что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели?

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
8 комментариев
Борис  Цейтлин

Борис Цейтлин

Ваша гипотеза кажется разумной. А какие натяжки?

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Борис ЦейтлинБорис, у таких крошечных детей унаследованная от животных имитация - прямое действие. Мама подметает веником и он делает подметательные движения. Мама моет посуду и он что то полощет. Когда мама вертит телефон, малыш тоже тянется и вертит, все нормально.  А здесь явно что-то более сложное. Они не просто хотели телефон “как мама”, они явно хотели чего то от самого гаджета...
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Сегодня прочла ваш материал об экспериментах с младенцами. 

 

Мне 33 года, у  меня двое детей (6 и 3 года) и я могу сказать, что ни разу у нас в семье не стоял вопрос, связанный с привязанностью к гаджетам или выбору в пользу гаджетов/телевизора. 

 

Интерес к гаджетам – имитация. В нашей семье имитационно дети привязаны к велосипедам. Моя старшая дочь за прошлое лето (то есть в 5 лет) накатала на своем велосипеде больше 1000 км – и это была в чистом виде имитация. Ей очень не нравилось, что я уезжаю без неё, даже если это происходило в 5 утра. Ну и видела, наверное, мой эмоциональный отклик после часовой велопрогулки. Не могла моя дочь остаться равнодушной к моему «кайфу» и вот теперь уже сама невероятно много катается на велосипеде, и не прекращает велопрогулки ни зимой, ни в дождливую погоду. Специально и настойчиво её этому никто не учил, она просто сымитировала своих родителей 

 

А шестилетняя дочь моей подружки самостоятельно собирает пазлы из 2000 деталей! И тоже специально её этому никто не учил. Просто в её семье папа увлечен пазлами и постоянно их собирает. А дети с младенчества вертятся вокруг, сначала жуют детали и слюнявят их, а потом начинают и сами собирать. 

 

А моя дочь уже сымитировал свою подружку – до 2000 деталей не дошла, но 500 собирает самостоятельно. Её этим подружка заинтересовала. 

 

 

Я думаю, что гипотеза об имитационном поведении – вполне ясна, понятна и вряд ли требует дополнительных доказательств.

 

У меня нормальный современный телефон, но я в гаджетах не зависаю,  и в игры не играю – и, кажется, мои дети даже не знают,  что игры могут быть в любом телефоне (как-то дочь спрашивала, как отличить телефон в котором есть игра  от телефона, по которому можно только звонить – думаю, что она так и думает, что в моем телефоне нет никаких  игр и поэтому даже не просит его )  J

 

У нас много красивых книг. Появляются они не в качестве подарка, а в качестве ежедневно-еженедельного обновления. Мы просто покупаем в Интернет-магазинах все книги, которые нам нравятся, без особых оценок и дальновидной перспективы. Купили – прочли, не понравилась – закинули подальше, а понравилась – перечитываем и пересматриваем. 

 

Мы играем в настолки. Она у нас не одна, штук 50  - не меньше. Какие-то пылятся по полгода, а в какие-о играем каждый день. Это тоже по настроению… 

 

Мы НЕ смотрим ТВ в фоновом режиме – за едой, уборкой и т.д Если интересна какая-то передача, мультфильм или фильм, мы смотрим и обязательно обсуждаем просмотренное. Такая установка не была конкретной целью. Просто я сама не люблю когда, выражаясь словами Вадима из Ракового корпуса,  тебе выдают не запрашиваемую тобой информацию и заставляют её принимать… Поэтому и не включаю фоново никаких источников информации 

 

Если мне нужно побыть одной и заняться своими делами, то я отправляю детей играться, но  не пересиживать время моего покоя за ТВ. Да, они в эти периоды  могут разнести дом. Но лично мне гораздо спокойнее,  когда они чистят картошку пластмассовыми ножами или наводят друг другу макияж/прически, чем когда они спокойно уставляются в ТВ и перестают даже шевелиться. Я выбираю беспорядок J

 

И еще до 3 лет мы не показывали детям мультфильмы. Мы смотрели диафильмы и до сих пор любим их. Просто мне казалось, что маленькая лялечка не в состоянии уловить сменяющиеся кадры и понять смысл. Лечечки уже выросли, но мы по инерции до сих пор любим атмосферу – темноту и сказку на стене. 

 

 

Интересен ли телефон/планшет моим детям? Да. Многие дети рассказывают про свои телефоны, на улицах играют в планшетах и пр… Да, я видела, как моя дочь через плечо смотрит, что происходит на экране подружкиного телефона и просила разрешения поиграть. 

 

Но пока мы все еще коротаем время в дороге, играя в слова (города) или Бу-Ре-Ме. И пока еще дочь ни разу не укорила меня в скукоте и несовременности предлагаемых игр. 

 

Да, дети просят телефон, но для других целей: 

- посмотреть фотографии 

- сделать фотографии или видео своих театрально-ролевых постановок (фотографируют свои придумки: айсберг их подушек, гамак для куклы из мочалки, поезд из стульев и так далее)

- включить фонарик 

 

Старшая дочь умеет звонить, но использует для этого стационарный телефон. И у меня разрешения просить не надо, и заодно повторяет на память моб номера друзей и родни – удобно нам обеим 

 

Я не знаю, во что выльется наш подход в воспитании. Я не исключаю, что в школе у моих детей прорвет плотину и они засядут в гаджетах. Более того, я опасаюсь этого. У меня есть ощущение, что если сейчас они испытывают недостаток в гаджетах, то потом могут «насытить» себя по-полной. Но вот как понять, есть ли у них недостаток и какой-то риск отсроченной зависимости и интересов – я не знаю, не понимаю… Может быть вы подскажете, Екатерина Вадимовна? Ведь не исключено, что попробует гаджеты во всей их полноте и отпадут интересы в книгах, походах, велосипедах и пр… Гарантий то нет. Можно ли как-то попытаться нащупать зону риска, как считаете?

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина Мурашоваэто (выше) из почты.
Большое спасибо за интерес и развернутый комментарий к материалу.
Ваши дети уже большие но все равно - эксперимент возможен. В его условиях берем, что вы (родители) однозначно выбрали реальный мир. Предположение: дети - имитаторы. Ставим простенькую видеокамеру, берем одного ребенка, раскладываем коробку с интересным пазлом, с интересной настольной игрой, красивую игрушку и айпад с айфоном. Говорим ребенку: это интересные пазл и игра, а это телефон с интересными играми внутри, бери и играй чего хочешь. И быстро выходим из комнаты, включив видеокамеру, и наблюдаем. Если оба ваших ребенка проигнорируют телефон и планшет с играми и схватятся за пазлы и настольную игру, тогда пожалуй да - имитация.
 
 
 
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Пишет вам многодетная мама из маленького города, который находится далеко за Уралом. 

 

Позвольте вместе с Вами рассуждать на тему детских интересов и о том, почему они меняются. Постараюсь пропустить высказывания типа «времена сейчас не Те», «сами мы такие же» и пр. И уделить внимание самому устройству (гаджету) как проводнику во внешний мир. 

Сама я консерватор по характеру, быть может поэтому смартфон в моей жизни появился немного  позже, чем у ровесников (лет в 30 я была вынуждена его приобрести из-за появления мессенджеров и групп в детском саду и школе). До этого использовала ПК лишь для работы, а, детям покупала книжки. Они их читают, но и телефоном тоже интересуются. Младшей год. Эксперимент с мешком провела. Достала из него новую погремушку, терку, крем для рук и свой телефон, выключенный, сняв с него привычную обложку) Ребенок выбрал сначала погремушку, потом крем, но ненадолго. Потом все положил и взял телефон, повертел, нашел с какой стороны экран и пытался водить по нему пальцем. Более старшие на телефон не претендовали, взяли крем и погремушку. Терка никого не заинтересовала. Сказать, что я была расстроена поведение малька - это ничего не сказать. Пока мама это обдумывала, ребенок отнес гаджет к телевизору и положил около пультов (анализ?). Воспользовавшись этим моментом, вложила в руку погремушку. Ходит гремит.

 

Позвольте предположить, почему дети тянутся к гаджетам? Буду исходить из того, что к телефону тянутся те, кому давали возможность (на бытовом уровне) водить по включенному планшету пальцем. То есть опыт использования имеется. Помню, как мне одна знакомая (лет 6-8 назад) с воодушевлением рассказывала о платформе андройд. Самым важным,  по ее мнению,  считалась доступность этой системы: «Не бойся чего-то нового, ты там сразу разберешься! Представляешь, маленькие дети понимают эту систему на интуитивном уровне! Я сама видела…. Даже лучше, чем взрослые!» Именно это я вспомнила, прочитав Вашу последнюю статью. То есть можно сделать вывод, что для того, чтобы стать пользователем смартфона, не требуются усилия и дополнительные навыки (раньше, нмв, требовались, люди даже курсы компьютерные посещали). Не важно, информацию какого уровня ты запрашиваешь в сети – набор действий для поиска и пользования особо не отличается. Человек, как создание достаточно ленивое, быстро привыкает к тому, что для получения свежих впечатлений и информации не надо особо напрягаться. Как то так. Надеюсь, никого не обидела своими рассуждениями. 




-- 
Спасибо за внимание! 

Мария 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина МурашоваМария, спасибо за отклик!
Согласна насчет беспрецендентной доступности гаджета-“портала” - это важно.
Мне тоже показалось что я наблюдаю нечто все же за пределами имитационного поведения - детей интересовал сам гаджет и его возможности.
Неоднозначность Вашего варианта эксперимента может быть еще связана с тем, что Ваши дети возможно не слишком завалены игрушками и им приходится все-таки конкурировать за них?
В нашем случае часто у ребенка прямо критический избыток всего и только этот самый гаджет стараются младенцу все же не давать. Запретный плод?
Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Вот еще мнение из почты:

“Согласна с тем, что выбор младенцами смартфона в эксперименте, описанном 
18.03.19, это
имитация, поклонение авторитету взрослых. Предполагаю, что если бы 
взрослые все то время, когда малыш мог бы их видеть, вместо смартфона 
держали бы в руках куклу Барби, то, вероятно, именно ее выбрало бы 
большинство младенцев.  Но! Самые значительные открытия в психологии еще 
впереди. Мы многое знаем о механизмах развития мозга младенцев и 
взрослых, но (буду говорить о себе) я далека от полного понимания 
физиологических механизмов взаимодействия сознательного и 
бессознательного. При этом допускаю некий эволюционный скачок, 
побуждающий делать младенцев сознательный выбор в пользу смартфонов.”

 

Катерина Мурашова

Катерина Мурашова

Катерина МурашоваСпасибо за мнение, Светлана! 
Эволюционный скачок? Модная нынче эпигенетика? - по сути наследование приобретенных признаков. Здравствуй, Жан Батист Ламарк?;)

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

История мальчика из бедной семьи, попавшего в частную школу
Как найти внутренний ресурс, который поможет справиться с общественным осуждением?

Новости партнеров

Как вывести сына из кризиса, если он живет как обычный подросток, но почему-то не ощущает себя таким?