Все новости

Редакционный материал

Кризис доверия: почему у бизнеса не получается подружиться с наукой, рассказывает Григорий Трубников

В Красноярске проходит Экономический форум. «Сноб» выступает его генеральным медиапартнером. Центральная тема всех заседаний и дискуссий — конкурентоспособность российской экономики — тесно связана с технологическими достижениями. О государственной поддержке и частном финансировании российской науки «Снобу» рассказал замминистра науки и высшего образования Григорий Трубников

30 Март 2019 18:59

Фото: Совет Федерации

Российские ученые часто недовольны тем, что наука недостаточно финансируется по сравнению, например, с Китаем, Южной Кореей и США. С одной стороны, это так: если анализировать абсолютные показатели бюджетных инвестиций, то они действительно небольшие. С другой стороны, по доле инвестиций на науку в ВВП, Россия находимся в первой десятке стран мира. Также не стоит забывать, что в США, Китае и Южной Корее соотношение инвестиций со стороны государства и бизнеса находится примерно на уровне 30 на 70 %: 30 % — государство, 70 % — бизнес. У нас все ровно наоборот: бизнес — 33 %, государство — 67 %.

На мой взгляд, в сложившейся системе взаимодействия науки и государства отсутствует элемент доверия. Государство должно гарантировать свою заинтересованность в научных разработках, формулируя большие задачи — как, скажем, было в 50–60-е годы. Наука, в свою очередь, должна быть гибкой и подстраиваться под задачи индустрии, а не стоять в стороне. Создание атмосферы доверия между наукой и государственными структурами —  небыстрый процесс, но я считаю, что эту проблему можно решить за несколько лет.

Зеркальная проблема — отсутствия доверия со стороны бизнеса. Бизнес, по разным причинам, поставлен в такие условия, при которых он заинтересован в быстрых инвестициях и в моментальной отдаче. Предприниматель, нуждающийся в технологическом решении, не готов ждать полгода, пока исследовательский центр разработает прототип, а потом еще полгода, которые потребуются на доработку. Представители бизнеса предпочитают коробочные решения: им нужны дивиденды не через полтора года, а через 2 месяца. Тем не менее, для того чтобы развиваться стабильно, бизнес должен научиться вкладывать в «долгую» науку.

Не хватает и информационной открытости между бизнесом и наукой. Создание интеграционных механизмов — задача министерства в рамках национального проекта «Наука». Мы планируем не менее пятнадцати научно-образовательных центров. Это будут настоящие инновационные кластеры, объединения научных институтов, университетов и бизнеса. Каждый участник будет приходить на эту площадку со своим возможностями. Бизнес — с инвестициями, наука — с инфраструктурой, университеты — с кадрами и образовательными программами. Все они должны сплотиться вокруг нескольких приоритетных направлений и стать точками развития национального, а впоследствии и мирового уровня.

Подготовили: Арина Крючкова, Ксения Праведная, Татьяна Плющай

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

28–30 марта в Красноярске проходит Экономический форум. «Сноб» выступает его генеральным медиапартнером. Корреспондентка «Сноба» Арина Крючкова поговорила с первым заместителем руководителя Главного управления по информационной политике Московской области Александром Менчуком о проблеме утилизации отходов, взаимодействии власти с гражданами и светодиодной рекламе
28–30 марта в Красноярске проходит Экономический форум. «Сноб» выступает его генеральным медиапартнером. Одной из центральных тем форума стала конкурентоспособность российских производителей в различных отраслях. О ситуации в электронной коммерции «Снобу» рассказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов
В Красноярске проходит Экономический форум. «Сноб» выступает его генеральным медиапартнером. Одной из дискуссионных тем стала сфера наружной рекламы: угрожает ли отрасли с массовое распространение рекламы в интернете и что ждет рекламные билборды с принятием нового ГОСТа? Об этом «Сноб» поговорил с руководителем агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края Алексеем Додатко и президентом Национальной ассоциации визуальных коммуникаций Еленой Михайловой