Top.Mail.Ru

1600.jpg

Время поколений действия.

Как решить проблему финансирования венчурных проектов

Редакционный материал

В России на наших глазах происходит смена поколений предпринимателей. Многие из тех, кто начинал в 90-е, уходят от оперативного управления и даже продают свои компании. Им на смену идут новые бизнесмены, полные свежих идей, но страдающие от отсутствия опыта и денег для реализации своих проектов. Как им быть, куда пойти — размышляет Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ

19 Апрель 2019 12:10

Забрать себе

В условиях, когда высвобождается часть ранее накопленных капиталов, а существующие возможности венчурного финансирования не могут удовлетворить растущий аппетит молодых, выиграет тот, кто сумеет соединить два потока: желающих инвестировать в реальные бизнесы и нуждающихся в инвестициях. Долгосрочные вложения первой волны предпринимателей, уже построивших успешные бизнесы, требуют фундаментальных стратегий и, соответственно, стратегов. Молодые и амбициозные стартапы нуждаются в надежном плече для масштабирования своих прорывных идей. Однако в нашей стране не так уж много тех, кто готов системно работать с этими аудиториями.

Один из таких инструментов предлагает АФК «Система», приобретая, часто в консорциуме с другими инвесторами, доли в привлекательных активах и инвестируя через свои фонды вместе с партнерами в растущие новые бизнесы. В этом смысле авангардная реклама компании о возможностях совместных инвестиций в высокотехнологичные стартапы и перспективные рынки попала в ожидания сразу двух поколений: как тех, кто готов продать свой бизнес полностью или частично, так и тех, кому нужны средства и партнеры для развития. 

Владимир Евтушенков сам создавал свой бизнес в 90-е, но из него не вышел. Напротив, он превратил конгломерат разных активов в инвестиционный холдинг, который все больше фокусируется на вложениях в относительно небольшие, но технологичные компании, либо модернизирует предприятия, созданные еще в советскую эпоху (такие как Сегежский ЦБК или Вологодский текстильный комбинат), и создает на их базе новых индустриальных лидеров. Нужно признать, что подобная стратегия приносит свои плоды. Достаточно вспомнить недавние сделки на рынках недвижимости и электронной торговли. Покупка доли в питерском «Эталоне» у его основателя Вячеслава Заренкова, около года назад заявившего о намерении отойти от дел, если найдется достойный претендент, который сможет вывести его детище на новый уровень, — наглядное тому подтверждение в свете слияния Etalon Group со столичным девелопером «Лидер Инвест». Что касается не прошедшего незаметным для сектора e-commerce увеличения доли «Системы» в онлайн-ретейлере OZON, в капитале которого уже присутствует венчурный фонд Sistema VC, это лишний раз подтверждает ставку на новую, «цифровую» экономику как гарантию будущего роста вложений.

Мне трудно судить о финансовой эффективности, но с точки зрения маркетинга и рекламы все делается так, как нужно. Такое позиционирование выглядит вполне логичным: понятный выбор целевых аудиторий, каналов коммуникации (сайты ведущих деловых СМИ), месседжей и подтверждения заявленных тезисов рыночной практикой. Преимущество АФК «Система» с успешной историей создания лидеров рынка в разных отраслях (таких как МТС и «Детский мир») и позитивным трек-рекордом управления акционерным и привлеченным капиталом очевидно как для бизнесменов первой волны, так и для их наследников и последователей. Предлагая широкому кругу частных инвесторов совместные вложения в растущие бизнесы, а стартапам — поддержку через свои фонды, корпорация демонстрирует использование двух ярких трендов современной экономики: сетевое взаимодействие и элементы «экономики действий».

Тенденция к формированию сетевых бизнес-структур, имеющих схожие цели в рамках широкого рыночного поля и готовых вместе его «засеивать» и собирать урожай, пожалуй, наиболее ярко проявляется в ИТ и венчурной среде, где небольшие компании, привлекая инвесторов и кооперируясь с другими игроками, имеют все шансы вырасти в «единорогов». Те же, в свою очередь, выступают центрами притяжения для новых малых и средних бизнесов, получающих возможность масштабирования за счет интеграции с флагманами. Из последних примеров можно привести хотя бы покупку «Яндексом» сервиса вопросов и ответов The Question, созданного несколько лет назад журналисткой Тоней Самсоновой и объединившегося с ныне крупной интернет-компанией. Безусловно, два талантливых программиста, создавших свой поисковик на заре 90-х, и основательница TQ — это люди действия. Только из разных поколений. Однако, как подтверждает своим примером учредитель первой в России специализированной медицинской компании Петр Кузнецов, от возраста созидательная энергия в бизнесе не зависит. В прошлом году он продал свою компанию «Медстрах», чтобы вложиться в новый бизнес — врачебно-цифровую систему поддержки управления жизненным циклом человека «Мединлайф», построенную на принципах 4П-медицины. Кстати, ему 63 года.

Лого Телеграма Читайте лучшие тексты проекта «Сноб» в Телеграме Мы отобрали для вас самое интересное. Присоединяйтесь!
0 комментариев

Хотите это обсудить?

Войти Зарегистрироваться

Читайте также

В Красноярске 28–30 марта прошел Экономический форум. «Сноб» выступил его генеральным медиапартнером. Одной из тем форума стало инновационное развитие энергетики. Будут ли солнечные батареи, ветряные электростанции и электромобили популярны в России, рассказывает президент компании «Русэнергосбыт» Михаил Андронов
С 1970 года глобальные популяции различных видов животных сократились в среднем на 60 процентов, многие исчезли полностью. Скептики считают, что это естественный процесс, и человек не имеет права в него вмешиваться. Так ли это, и зачем нам нужна зоозащита, рассказывает руководитель отдела по редким видам Амурского филиала WWF России Павел Фоменко

Новости партнеров

Способны ли сервисы на базе блокчейн-технологий стать альтернативой банковской системе? Артем Попов, сооснователь инвестиционной блокчейн-платформы Roobee и телеграм-канала «10 долларов Баффетта» считает, что в глазах старших поколений это очередной «пузырь», а для миллениалов — новые возможности, которые надо использовать здесь и сейчас

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.