Вдали от дома. История художника из заполярного интерната
Конец мая на Таймыре очень своеобразный. В заполярной Дудинке, где я провела три дня, погода меняется каждый день: то снег, то яркое, слепящее солнце, то вдруг дождь. На небе появляются облачка — первый признак надвигающегося лета.
Здесь, как и по всей России, несколько дней назад прозвенели последние звонки. В Дудинке на 21 тысячу жителей шесть обычных общеобразовательных школ и одна необычная, с красивым названием — «Школа под Полярной звездой». В школу ходят как городские дети, так и дети из отдаленных таймырских поселков, которые здесь не только учатся, но и живут. Большую часть года они проводят в стенах школы, а домой уезжают только на новогодние и летние каникулы.
Сейчас тут пустынно и тихо, большинство детей разъехались, а оставшиеся готовятся к отъезду. Среди них — выпускник 9-го класса Вениамин Безруких, или просто Веня.
Веня — представитель коренных народов севера — долганов. Родом он из отдаленного поселка Усть-Авам, который находится в 330 километрах от Дудинки посреди тундры. В поселке живет почти 350 человек, в основном долганы и нганасаны, некоторые из них — потомки древних шаманских родов. Летом в поселок можно добраться вертолетом или по реке, а зимой, если позволяет суровая арктическая погода, и по автозимнику. В поселке современные типовые дома на две-четыре семьи, отапливаются они привозным углем.
Веня родился и вырос в тундре. Лет в шесть отец впервые дал ему двустволку и показал, как стрелять по бутылкам. Веня говорит, что отдача была такой сильной, что он постоянно падал. А уже с 14 лет мальчик спокойно охотится на куропаток и зайцев и рыбачит с отцом.
Когда пришло время идти в школу, родители отправили его в город. Мальчик первое время очень скучал по дому, но, по его признанию, вскоре привык жить в интернате. Родители навещают его нечасто, если позволяют средства (авиабилет до Дудинки стоит около 4 тысяч рублей) и погода. Но Веня каждый год ездит домой на каникулы.
В прошлом году Веня стал знаменит на всю Дудинку: его команда выиграла Junior Arctic Curling Cup, несмотря на то что до турнира мальчик занимался керлингом всего пару месяцев. Кроме керлинга Веня любит гонять мяч и играть на варгане и, конечно, охотиться и рыбачить в тундре. Но главное его увлечение — рисование, он мечтает стать профессиональным художником. Веня говорит, что, когда он был маленьким, отец нарисовал для него «Трэкол» (автомобиль-вездеход, на котором передвигаются охотники и рыбаки по тундре) и оленя, а мальчику так это понравилось, что он начал рисовать сам.
Последние три года под руководством учителей, заметивших его потенциал, Веня работает особенно упорно. Достает увесистую папку со своими рисунками — в основном акварельными и гуашевыми, но встречаются и карандашные наброски. Веня рисует пейзажи. Бескрайние просторы тундры и иногда людей и животных в них: вот утопают в снегу северные олени, а вот по реке плывет катер с продовольствием, а где-то в небе летит вертолет, а вот захоронение шамана — пустой чум, украшенный черепами, нарты и капкан — все это пригодится в загробной жизни.
Веня говорит, что город с его шумом и суетой ему не интересен, потому и рисует только тундру (по памяти и фантазируя). Он с нетерпением ждет отъезда домой. Ему не бывает скучно наедине с природой, она его умиротворяет. Когда смотришь на Веню, кажется, что он познал дзен.
В сентябре Веня вновь вернется в город и поступит в колледж: выбор у него невелик, всего две профессии — помощник повара и швея. Руководство интерната работает над тем, чтобы вернули штукатурно-малярное дело. Эта профессия Вене подошла бы больше. Учиться ему еще два года, а дальше — жизнь покажет. Его старшая сестра давно отучилась, живет и работает в городе. А Веня мечтает вернуться в тундру насовсем, охотиться, рыбачить и рисовать пейзажи с натуры, и что-то мне подсказывает, что так оно однажды и будет.
Подготовила Анна Алексеева