Любовь, заводы и разводы. Репортаж с гастролей «Золотой Маски» в Свердловской области
Серов: металлурги и современная драматургия
Гастроли МТЮЗ начались в Серове — одном из крупнейших промышленных центров на Урале. Население города — около 100 тысяч человек, большая часть работает на местных заводах: металлургическом, механическом и заводе ферросплавов. Главная точка культурной жизни Серова — Театр драмы имени Чехова.
«Я родилась в маленьком городе — Старом Осколе, — рассказывает артистка МТЮЗ Полина Одинцова. — У нас там тоже один маленький театр. И для меня гастроли в другом городе — это всегда большой опыт. Мне кажется, важно перед спектаклем прогуляться по городу, почувствовать атмосферу и ритм жизни, посмотреть на лица, ведь именно для этих людей мы потом будем играть».
«Для нас ваши гастроли важны, наверное, даже больше, чем для вас, — говорит артистка серовского театра Елена Федорова. — Когда к нам приезжают известные театры, мы чувствуем, что не сидим в оторванном от цивилизации городе и не варимся в собственном соку, а существуем в общем театральном пространстве. Это дает нам силы развиваться».
Один из немногих театров на Северном Урале работает в Серове уже почти 77 лет. Сегодня в труппе 27 человек, а в ее репертуаре — около 50 спектаклей. Среди них — лирические ретрокомедии, детские сказки и экспериментальные постановки по пьесам современных драматургов. Постмодернистская драма «Сучилища» в постановке Петра Шерешевского в прошлом году была представлена на «Золотой Маске» сразу в шести номинациях.
«Жизнь актеров в маленьком театре очень разнообразна. Например, один мой коллега по утрам играет червяка в детском спектакле, а вечером выходит на сцену в образе Калигулы, — рассказывает Елена Федорова. — При этом публика у нас непростая — по большей части это заводские рабочие. Они не всегда готовы воспринимать современную драматургию, поэтому иногда уходят с наших спектаклей в негодовании. Но мы не хотим застревать на водевильчиках и стараемся делать спектакли для думающей аудитории. Это сложно, но интересно».
МТЮЗ показывал в Серове «День рождения Смирновой». Спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской в этом году был трижды номинирован на «Золотую Маску». Полина Одинцова тогда была представлена как лучшая актриса. «Это советская драматургия. Зритель, как правило, реагирует на нее спокойно, — говорит актриса. — Вообще для меня любая литература — это исследование. И не так важно, в позапрошлом веке была написана пьеса или год назад. Человек есть человек, его проблемы универсальны в любое время. Мы всегда будем любить, прощать, жертвовать собой и стараться друг друга понять. И наш спектакль именно об этом».
Екатеринбург: протесты и чувства
Из Серова труппа МТЮЗ отправилась в Екатеринбург. Как раз в это время в городе проходили акции против строительства храма на месте центрального сквера. «Детство я провела в поселке в Красноярском крае, и прямо за нашим домом начиналась тайга, — рассказывает артистка екатеринбургского “Коляда-театра” Василина Маковцева. — Когда мне было плохо и хотелось побыть наедине с собой, я уходила в лес. Это работало безотказно. В Екатеринбурге мало зелени, сквер — как раз одно из таких редких мест. Поэтому я считаю, что его важно сохранить».
Городской сквер расположен рядом с местным театром драмы. Екатеринбург — один из крупнейших культурных центров в России. Театральная жизнь в столице Урала начала активно развиваться в годы войны, когда в город эвакуировали МХАТ и Центральный театр Советской Армии. Сегодня в Екатеринбурге 24 театра — больше только в Москве и Петербурге.
Василина Маковцева работает в «Коляда-театре» — он регулярно гастролирует в Европе и Москве и номинируется на «Золотую Маску». На счету актрисы десятки ролей в театре и кино. Например, два года назад Василина снялась у Сергея Лозницы в «Кроткой» — картине, претендовавшей на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
«И в Екатеринбурге, и в Москве у нашего театра есть своя аудитория, и нас принимают тепло, — рассказывает Василина Маковцева. — А, например, в Перми мы некоторое время назад показывали “Гамлета”, и многие зрители просто ушли с криками: “Как вы можете такое показывать?!” Но мне даже нравится, когда люди уходят: круто, что их до такой степени задевает то, что мы делаем».
«А мне кажется, что московская публика очень требовательна — она смотрит спектакли умом, а не чувством, — говорит режиссер театра МТЮЗ Саша Толстошева. — Я первый раз на Урале и уже понимаю, что здесь живут удивительные люди. Местные зрители гораздо более открытые, и для нас это грандиозный опыт».