Почему домашнее обучение лучше школьного
Мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что именно меня не устраивает и почему я выбираю семейную форму обучения. Если говорить начистоту, то претензии к школьной системе у меня гораздо более серьезные, чем оторванные от жизни учебные планы и жутко неудобная вторая смена, которая к середине учебного года превращает детей в зомби. Но давайте обо всем по порядку.
Мы приняли решение перейти на домашнее обучение по нескольким причинам. Во-первых, я поняла, что в школе отсутствует четкая и единая метапредметная система. Детям не говорят: «Посмотрите, это Италия. Здесь прекрасный климат и фруктовые деревья. Под этим знойным солнцем Ромео и Джульетта влюбились друг в друга. А еще здесь зародилась великая цивилизация, положившая начало западно-европейской культуре». Школьная программа, увы, нацелена на изолированное друг от друга изучение предметов. Что мы получаем в итоге? Людей, которые умеют решать тесты и выполнять стандартные задания, но не имеют общей картины мира, «сложившегося пазла».
Во-вторых, ребенка выматывали дорога из школы и в школу, бесконечные домашние задания. На секции и любимые занятия не оставалось времени и сил.
В-третьих, квалификация педагогов. Я не утверждаю, что все повально безграмотны. Многие окончили хорошие вузы, ладят с учениками, но не углубляются в свой предмет, не горят им и не способны зажечь других. А для меня это крайне важно. Мне очень близки слова из «Педагогической поэмы» Антона Макаренко: «...Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить». Учителей, которых хочется ценить без конфет, можно пересчитать по пальцам. Более того, со школьных лет помню неприятное чувство, когда понимаешь, что учитель ошибается, а доказать свою правоту не можешь: мнение ребенка не учитывается.
И, в-четвертых, школьный коллектив. Когда мне говорят, что я мешаю социализации ребенка, я предлагаю зайти в школу на перемене и посмотреть, как происходит эта социализация. И в элитной гимназии, и в обычной школе в спальном районе общение детей по большей части ограничивается совместной игрой в гаджеты. И хорошо, если совместной. Когда я провожаю сына на аттестации, часто вижу, что школьные перемены больше напоминают игру в молчанку: дети сидят и поодиночке играют в свои телефоны. Конечно, к старшим классам ситуация меняется: девочки шушукаются в коридоре, парни даже успевают погонять в футбол на большой перемене. Но вот такие прекрасные атрибуты школьной жизни, как турслеты, походы, чаепития, — все те мероприятия, где дети действительно общаются и самоорганизуются, — сегодня практически забыты. И это понятно: учителя настолько загружены бумажной работой — заполнением отчетов, электронных журналов, бесконечных анкет на получение или подтверждение квалификации и тому подобным, — что у них не остается времени на работу с детьми, а тем более на проведение внеклассных мероприятий.
Сегодняшней школе можно многое предъявить, согласитесь. Это и подавление творческих способностей (нестандартные ответы на вопросы и варианты решения задач не только не приветствуются, но и наказываются снижением оценок), и необходимость следовать правилам и образцам, зачастую не имеющим никакой логики. Зубрежка ценится куда выше личных инсайтов. О чем это я? Да о том, что талантливый в математике ученик, увы, никак не может полностью отдаться математике или посвящать ей хотя бы 80% своих сил. Поступи он так — мигом получит двойку за невыученное правило по физике, ненаписанное сочинение по литературе и т. д. Индивидуальные учебные планы обычная средняя школа или совсем не признает, или следует им весьма условно.
Исходя из вышесказанного, сделаю небольшие выводы, и пусть они не покажутся излишне категоричными. На самом деле образованию не нужны ни жесткие учебные планы, ни принудительные задания. Оценки и рейтинги успеваемости — это тоже не про образование. Свои сильные стороны, свои таланты ребенок сможет раскрыть и показать в обстановке, противоположной той, что царит в современной школе. Такая — идеальная, но отнюдь не утопическая — обстановка должна отвечать, на мой взгляд, следующим критериям.
а) Ученики сами управляют своим обучением, его частотой и периодичностью, а также наполнением. При этом речь идет обо всех школьниках, не только о старшеклассниках.
б) Отсутствует шкала, оценивающая учеников, ставящая их выше или ниже других. Вместо этого дети с самого начала учатся считать мерилом успеха только собственные знания — прежние и нынешние.
в) Ученики имеют возможность получать знания в удобном для них темпе и по наиболее приемлемой программе (и если того требуют обстоятельства, то программа должна быть индивидуальный, а не типовой, усредненной).
Именно такая школа гораздо больше соответствует реальной жизни, чем стандартная и привычная. Ведь в конечном счете миру за пределами школьных стен требуются самые разные люди с их уникальными талантами. У американских школьников существует такой интересный документ, как Билль о правах учащихся. Приведу его текст, поскольку он кажется мне очень актуальным:
Каждый ученик имеет право знать, почему он что-то учит, почему это важно сейчас или может быть важным для него впоследствии.
Каждый ученик имеет право задавать вопросы, чтобы понять важность написанного выше.
Каждый ученик имеет право ошибаться и рассказывать о своих ошибках открыто, честно и без стыда.
Каждый ученик имеет право выбрать несколько путей к пониманию концепции, идеи, набора фактов или ряда конструкций.
Каждый ученик имеет право раскрыть себя или свой ум, особенности и интеллектуальные возможности настолько полно, насколько это возможно.
Каждый ученик имеет право задавать вопросы о том, каким образом ему выставляют оценки.
Каждый ученик имеет право на личное пространство в своем воображении и своих мыслях.
Каждый ученик имеет право принимать собственное воображение и мышление серьезно.
Вот когда школа будет отвечать этим пунктам не только в теории и на чиновничьих словах, но и на деле, тогда я скажу (а вместе со мной наверняка и толпа нынешних хоумскулеров): «О’кей, с этой системой все в порядке, мы возвращаемся в школу».
А пока все бонусы от того, чтобы быть хоумскулером, я собрала в один список и назвала его «Почему без школы лучше?». Делюсь им.
1) Вам не нужно подстраиваться ни под одну учебную программу. Эльконин-Давыдов, Школа 2000, Школа России?.. Да какая разница! На семейном образовании можно учиться по всем программам сразу или ни по одной из них.
2) Больше не нужно покупать школьную форму, скидываться на нужды класса и т.д. Это серьезная экономия. Добавьте то, что нет необходимости покупать навязанные учебники и рабочие тетради, и посмотрите, насколько толще стал кошелек.
3) Дети-хоумскулеры могут приобретать опыт социализации где угодно. Нет необходимости полдня проводить в коллективе одних и тех же 30 человек. Вы сами создаете любой коллектив среди близких по духу людей.
4) В холодное или дождливое утро можно не вылезать из-под одеяла. Дети будут вам благодарны! Проверено на личном опыте.
5) Каникулы можно устроить в любой момент. Отпуск в феврале? Теплые страны в разгар подготовки к ЕГЭ? Да легко! Вы же сами планируете свой график!
6) Ребенок учится у жизни. Тесты, изложения?.. Они больше не нужны! На семейном образовании мир больше не ограничивается душными кабинетами. Учиться можно у всего, что окружает: люди, природа, свои чувства, друзья, книги, игры…
7) Нет необходимости есть в школьной столовой и сидеть за неудобной партой. Чувствуете, какая в этом кроется забота о здоровье?
8) Ребенок учится выстраивать свой день, распоряжаться своим временем. Основы тайм-менеджмента, закладываемые хоумскулингом, точно пригодятся в жизни.
9) Можно выбирать свой темп обучения. Пройти год за три месяца или растянуть пятый класс на два года. Поступить в первый класс в девять лет или сдать экзамены за всю среднюю школу в 15. Теперь это решаете вы, а не образовательная система.
10) Хоумскулер идет в ногу со временем. Это классно, когда можно перестать решать задачи про купленные 20 столов по 100 рублей или игнорировать современную литературу в пользу одних программных произведений. Мир огромен, а формализованное образование, увы, за ним не поспевает.
12) Дети учатся быть ответственными. У хоумскулеров нет возможности сказать: «Нам это не объяснили», «Я проболел, когда вы проходили Present Simple», «Я не знаю закон Ома — учительница не умеет понятно объяснять». Теперь за всем, что происходит с его учебными делами, ребенок следит сам. Это очень быстро приучает к ответственности.
13) У вас появляется больше возможности общаться с ребенком и находиться рядом.
14) Детям не нужно соревноваться с кем-то, чтобы почувствовать себя победителем. На семейном образовании ребенок учится быть лучшей версией себя, стараться переплюнуть не соседа по парте, а себя вчерашнего, не зависеть от оценок, а самостоятельно оценивать свои знания.
15) У детей-хоумскулеров самая классная учительница. Это уж точно!
16) Дети учатся обращаться с информацией. Интернет становится не только местом для игр, но и бесконечным источником знаний. Книги, видеоуроки, образовательные каналы… Важность работы с информацией сегодня сложно переоценить.
Определимся с понятиями
Домашнее образование — это форма обучения, которая предусматривает изучение общеобразовательной программы вне школы. При этом у школьников остается право на прохождение в образовательном учреждении промежуточных аттестаций, а также государственной итоговой аттестации. Последнюю они проходят наравне с теми, кто учится очно, — в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) в девятом классе и единого государственного экзамена (ЕГЭ) — в одиннадцатом. При успешной сдаче экзаменов учащийся получает аттестат той школы, где он их сдавал.
Для прохождения аттестаций можно прикрепить ребенка абсолютно к любой школе, независимо от регистрации по месту жительства.